Вторая лекция

Б.А.Райзберг


Первая часть лекции. Методы управления



Методы управления экономикой (используются как в госуправлении так и частным бизнеса)


Различие методов отличается формой в которой управляющий сигнал доводится до исполнителя и способом воздействия на объект управления.

Т.е. больше всего отличаются инструментом управления.


Методы управления:

  1. Админиистративно-распорядительный метод управления (был распространен в советской системе). После перехода к рыночной экономики его стали ругать и называть «командным». Метод принуждения.

  2. Экономический метод управления (метод экономического регулирования). Метод «побуждения».

  3. Морально-психологический метод управления. Метод «убеждения».


Административно-распорядительный метод

Чаще всего применяется в сфере административного управления. Все полномочия прописаны, жесткая вертикальная оргструктура. Методы основываются на страхе. Указания руководства не обсуждаются, а исполняются.

Чаще всего действуют в армии, спецподразделениях.

Используется в разных процессах: производство, распределение, качество,

Главные инструменты управления в рамках метода:

Гражданин, работник обязан осуществлять определенные действия. Законы предусматривают ответственность за неисполнение указаний.


Метод эффективен в системах, где нужно мгновенное реагирование или уважаются только команды.

Главный минус – угнетающий метод, не предусматривает инициативу, не позволяет сотруднику развиваться.


Экономический метод

Во всем мире тяготеют к экономическим методам. Его сила в том, что за ним стоит система поощрений. Стоит вопрос, какими стимулами можно увлечь.


Положительная черта: В большей степени удовлетворяются потребности в заработки и т.п.

Человек может оставаться по вечерам, производить больше чем предусмотрено по норме

Есть отрицательные черты:

- наличие привыкания к стимулам. А насыщение достигается быстро. Например к зарплате люди привыкают 3-4 месяца а потом уже не кажется повышенной.

- исполнительность «покупается» за стимул. Получается что стимулируют за то, что положено делать, а это развращает.

- эти методы ресурсоемкие, иногда даже разорительные.


Морально-психологические методы

Иногда к ним относят инструменты которые стоят на грани с материальным вознаграждением: похвалы, награды, звания.

Для того чтобы эти методы действовали, должна быть очень сильная среда.

Чтобы была воспитана мораль исполнения обязательств, взаимного уважения.

Но если этого нет, то методы не эффективны. Так что в условиях деградации морали такие методы неприменимы.

!важно - Если руководитель просит что-то сделать, и это предполагает ответную реакцию с его стороны, это уже не метод убеждения.



Грамотные руководители используют все три метода по ситуации.


Вторая часть лекции. Функции управления


Институт управления – очень сложное понятие, многостороннее.

Опр. Институт управления – любая крупная организационная форма воздействия.

Примеры формальных институтов управления:

Институт права (совокупность законодательных и др.актов, норм права и способов обеспечения их соблюдения)

Институт собственности (совокупность прав и отношений собственности)

Финансовые институты (правила, нормы и организации, которые регулируют финансовые возможности)


Неформальные институты – правила нормы, условия поведения, которые соблюдаются в силу того что сложились традиции и принципы поведения.

Один у другого попросил 1000руб взаймы без всякого оформления. – Институт доверия и честности.

Сейчас на рынке у банков по выдаче кредитов сложился институт недоверия

Сейчас они приобрели обратную негативную форму. Например инстиут мести, недоверия.


Институты больше всего проявляют себя с помощью определенных инструментов.

Например институт права – договор.


Если институтов насчитывается несколько десятков, то инструментов – сотни.


Перечень функций (достаточно полный):

  1. Целеполагание

Целеполагание– установление цели развития субъектов управления. Построение дерева целей. Это одна из наиболее творческих функций. На корпоративном уровне – выработка миссии организации. Цели не фиксированы в Конституции. Даже не только в ней, а даже в каком-то правительственном документе. Цель КПСС была формально закреплена – максимальное удовлетворение материальных и духовных потребностей советского народа. Все правительства мира склонны к амбициозным и нереалистичным постановкам целей. Это болезнь, но возможно не надо ее лечить, т.к. народу это нравится.

  1. Анализ экономической деятельности.

Ретроспективный анализ – прошлого. Какие тенденции действовали, факторы, причины удач и неудач.

  1. Прогнозирование социально-экономического развития.

Функция перекликается с анализом, только идет анализ будущего. Выработка научно обоснованной гипотезы, вариантов, предположений и сценариев будущего состояния экономики. Существует государственное, региональное, корпоративное прогнозирования и другие. !! Важно - Объектом прогнозирования являются неуправляемые процессы и характеристики. Если не приводятся доводы, то это гадание а не прогнозы. Прогноз это не план. Еще примеры объектов прогнозирования – демография, открытия и изобретения, военно-политические события.

  1. Планирование.

В СССР были единые государственные планы. При переходе к рыночной экономике РФ отказалась от директивного планирования, остались отдельные элементы. Было сохранено бюджетное финансовое планирование на разных уровнях. Все министерства РФ являются субъектами бюджетного планирования. Финансовые планы и бизнес-планы есть в каждой организации. В долгосрочном госпланировании есть Концепции (это намеки на планирование). Экономическое программирование представлено в виде федеральных, региональных и муниципальных программ. Нельзя сказать что эта форма процветает.

  1. Организация.

Проявляется в двух ипостасиях – 1.придание упорядоченности экономическим действиям (выстраивание положений документов норм которые приводят к упорядоченности процесса), 2.придание учреждению или предприятию определенной организационно-правовой структуры (примеры – ЧП, кооператив, бригадный подряд, хозяйственное товарищество, хозяйственное общество, акционерное общество, ГУП, концерны, ассоциации, корпорации)

  1. Оперативное регулирование.

Другое название ситуационное управление. Нужен риск-менеджмент.

  1. Учёт.

Главное звено в системе обратной связи.

  1. Система надзора и контроля



До сих пор не существует формального алгоритма, который позволяет определять цель.

Практически не существует диссертаций по целеполаганию. Я знаю всего несколько при том в основном в государственном управлении.