С цифровой фотокамерой в горыБольшинство из нас нет-нет, да и перебирает пачки фотографий, хранящиеся в одном из ящиков. Из поистершихся конвертов или распухшего от снимков альбома можно достать яркий след Заальбаха-2003 или поблекшую весточку из Домбая-1994, а некоторым удается выудить откуда-то даже черно-белый привет из Терскола-1985. Снимки стареют, желтеют, выгорают, краски блекнут, и кажется, что вместе с ними из памяти стираются и знакомые лица, и беззаботная неделя в горах, и кусочек счастья…Есть множество причин, по которым полчища фотолюбителей во всем мире переходят на «цифру». Это и быстрая пересылка снимков друзьям, и просмотр их на экране телевизора, и потрясающие возможности, которые предоставляет программа-редактор изображений, и печать дома, на струйном принтере, только тех снимков из множества сделанных в отпуске, которые действительно понравились (или тех, которые по разным причинам не хочется показывать оператору лаборатории). Но наша задача не обсуждать преимущества и недостатки цифровых фотоаппаратов, а попытаться предусмотреть те подводные камни, о которых не предупреждают производители и продавцы фототехники.Снег и горы накладывают свой отпечаток на требования, предъявляемые к фотоаппарату. В этой статье речь пойдет о «цифровиках». Правда, здесь не будет советов по выбору цифрового фотоаппарата, базируясь на количестве пикселей в матрице, кратности зума, наличию режима записи кадров в формате RAW или мощности вспышки. Это критерии выбора «всесезонные», их вы будете учитывать вне зависимости от того, где вы планируете цифровые фотоаппараты Сони использовать – в горах зимой или у моря летом. В журналах и на интернет-сайтах, название которых содержит слово «…фото…», статей с рекомендациями просто не счесть, да и продавец наверняка что-нибудь посоветует – ему же нужно вам эту серебристую коробочку с электроникой внутри продать. Здесь постараемся рассказать о тех неочевидных ограничениях зимней съемки в горах, о которых невредно подумать заранее, до приобретения хитрых устройств, совмещающих в себе и фотоаппарат и сканер…Начнем с самого простого. Аккумуляторы. Да, современные специализированные малогабаритные литий-ионные батареи, которыми комплектуются многие камеры, имеют очень большую емкость. Да, их хватает надолго. Да, они малогабаритные. Да, их не нужно вынимать из камеры для того, чтобы перезарядить. Да, они входят в комплект камеры. Но… Представим на мгновенье, что вы будете активно пользоваться камерой на морозе в течение дня, прямо со склона отправитесь в бар на день рождения товарища, а потом запланирована ночная прогулка на ski-doo. И везде будет нужна камера.На морозе число снимков, которое вы сможете сделать, используя один комплект батарей, резко сокращается. Если вы планируете снимать на холоде до 50 – 100 кадров в день или больше, постарайтесь сразу же приобрести запасную батарею того типа, который используется в выбранном аппарате. Все уверения продавцов на тему «…да вам батарейки на неделю будет хватать, не сомневайтесь, а в наш магазин запасные должны завезти через месяц, а сейчас нет…» как правило, не имеют под собой никаких оснований. Вопреки уверениям продавцов, аккумуляторы не вечны, и с течением времени их заряда будет хватать на все меньшее число снимков, особенно на холоде. А запасные батарейки уникального типа продаются отнюдь не на каждом углу, а через год-другой вы и вообще вряд ли их сможете где-нибудь отыскать за какие-то понятные деньги. Так что подумайте – может быть, имеет смысл выбрать камеру, в которой используются Ni-MH аккумуляторы стандартного размера AA – «пальчики». Покупайте сразу два комплекта аккумуляторов емкостью не менее 1600 mA/h и зарядное устройство – и проблема решена. Один из моих друзей приобрел себе батареи в полтора раза большей емкости, и утверждает, что полностью счастлив. Ну а уж если камера ухитрится «съесть» за день оба комплекта батарей, вы сможете купить «пальчики» в любом супермаркете или магазине сувениров.Но вот аккумуляторы куплены, заряжены, фотоаппарат засунут в карман комбинезона или в рюкзак. Кстати, о рюкзаке. Если ваш аппарат из-за своих габаритов будет кататься не в кармане куртки, а в рюкзаке, попробуйте отрепетировать тот счастливый момент, когда вы, сидя в кресле подъемника, будете одной рукой, держа в другой перчатки, палки, рюкзак и очки, доставать фотоаппарат, включать его и делать несколько снимков великолепной панорамы. Проделайте это заранее – по крайней мере, вы успеете еще «на земле» оценить удобство имеющегося чехла и будете четко представлять, что необходимо сделать, чтобы не выронить половину из находящихся в руках предметов. Может быть, имеет смысл пришить к рюкзаку изнутри пару пластиковых карабинчиков, при помощи которых будет крепиться чехол фотоаппарата? Или нужно для страховки пристегнуть ремень фотоаппарата к ручке для переноски рюкзака…Едем дальше, поднимаемся выше. И вот мы уже на верхней станции подъемника. В наличии имеются: солнце яркое, небо темно-синее, очень фотогеничные облака и белый снег. Красота – дух захватывает. Достаем фотоаппарат, включаем его и… Очень желательно, если можно найти в меню аппарата такую опцию, как ручной баланс белого. По меткому выражению одного из коллег по горным лыжам и фотосъемке одновременно, автоматический баланс белого у некоторых камер при съемке в горах (читай – при высоком уровне ультрафиолетового излучения и большей, чем на равнине, доле оттенков синего цвета), способен придать снимкам крайне забавные цвета. Справедливости ради отмечу, что я с этой проблемой не сталкивался. Но лучше пере-бдеть, чем недо-бдеть. Если, конечно, точность цветовой гаммы для вас играет какую-нибудь роль.Но оставим в покое баланс белого. Вернемся на верхнюю станцию подъемника в ясный солнечный день. Для таких условий съемки необходимо выбирать «цифровик» с как можно более широким диапазоном выдержек в сторону наиболее коротких – 1/2000 секунды или еще короче, или… с резьбой на объективе, позволяющей применять светофильтры. Дело в том, что в силу ряда технологических ограничений, практически у всех любительских цифровых камер с несменным объективом минимальная диафрагма (то есть отверстие в объективе, размер которого определяет, какая доля света попадает на светочувствительный элемент – матрицу фотоаппарата) не превышает F/8. А при установке условной чувствительности камеры ISO 100 при съемке на снегу в яркий солнечный день может потребоваться выдержка короче той, которую обеспечит подавляющее большинство современных камер, то есть 1/1000 секунды. В результате или система замера экспозиции запретит съемку, или фотоаппарат выдаст слишком яркий кадр, в светлых областях которого детали будут отсутствовать полностью. Белое небо на фотографиях любите разглядывать? А абсолютно белый, без оттенков, снег? Не любите… Как правило, попытки «вытянуть» такие кадры на компьютере при помощи одного из редакторов изображений ни к чему хорошему не приводят.Существует два пути решения этой проблемы: использование коротких выдержек порядка 1/4000 секунды при минимальной условной чувствительности (у многих аппаратов – 100 единиц ISO) или применение нейтрального серого светофильтра, который пропускает 25% падающего на него света – то есть имеет коэффициент ослабления 4х. Но для того, чтобы применять светофильтр было можно, необходимо, чтобы на объективе фотоаппарата была резьба – а у многих относительно недорогих «цифровиков» ее нет. Учтите эту особенность комбинации «цифра + снег» заранее – и вам не придется впоследствии удрученно разглядывать итоги своих экзерсисов в отпуске.Еще об освещенности. Большинство негативных пленок, которыми пользуются любители-фотографы-горнолыжники, довольно снисходительно относятся к ошибкам в +/- 1~2 шага определения экспозиции. В большинстве случаев немного передержанный или недодержанный кадр можно скорректировать при печати, и мы даже никогда не узнаем о том, что оператор фотолаборатории сделал это для нас. У «цифровиков» есть малоприятная особенность, о которой умалчивают продавцы (правда, многие из них об этой особенности и сами не знают) – чувствительные элементы цифровых камер гораздо менее терпимы к ошибкам, чем фотопленка. Чуть ошиблась система экспозамера – и весь кадр становится темным, а уж детали темной одежды вообще не различить. Ошиблась система в другую сторону, и весь снег становится совершенно белым, без оттенков. Ситуация осложняется еще и из-за того, что процессор камеры при съемке на снегу имеет полное право ошибаться. Он же не знает, что львиную долю площади кадра занимает белый снег, а не городские стены и не зеленые насаждения. Для того чтобы иметь возможность указать системе определения экспозиции на ошибку, нужно выбирать аппарат, у которого есть точечный экспозамер или возможность введения экспокоррекции. Точечный замер дает возможность замерить освещение лица того персонажа, которого планируется запечатлеть, или снега, искристость которого вы хотите передать на снимке, а не «среднюю температуру по больнице». Экспокоррекция позволит заранее ввести поправку на снег в кадре». В зависимости от количества снега в кадре, условий освещенности (яркое солнце-небольшая облачность-серое тусклое небо) и желаемого результата, необходимая величина экспокоррекции может достигать – 2EV («два шага»). В этом случае вместо упомянутой выдержки в 1/1000 секунды при неизменной диафрагме и чувствительности может потребоваться выдержка в 1/4000 секунды…И еще о ярком свете, но уже с обратной от объектива стороны. Если вы планируете фотографировать в горах на ярком солнечном свете, глядя на экранчик (может быть, даже поворотный, супер-яркий и проч…), вас может постигнуть разочарование. Тот самый свет, который так хорошо освещает все вокруг, старательно засветит и экран, на котором не будет видно ничего или почти ничего. Скомпоновать кадр перед съемкой или оценить уже снятый кадр при таком освещении – почти безнадежное дело. Конечно, пейзаж типа «я на фоне Эльбруса (Монблана, Маттерхорна…)» можно сфотографировать и наугад, но есть риск испытать легкое недовольство во время просмотра кадров на экране телевизора или компьютера при лицезрении себя, любимого, лишенного ног или при виде упомянутой горы с отрезанной вершиной. Вдобавок, на этом же самом экранчике как правило отображается и масса полезной информации относительно режима съемки, экспокоррекции, запасе емкости батарей, объеме оставшегося места на карте памяти… Так что при выборе аппарата предусмотрите возможность и удобство пользования на ярком солнце видоискателем или, может быть, наличие второго жидкокристаллического экрана для служебной информации (модели фотоаппаратов с двумя экранами тоже есть).Раз уж речь зашла о видоискателе, остановимся на нем чуть подробнее. К горным лыжам и снегу это отношения не имеет, но о следующих особенностях электронного видоискателя умалчивают многие из статей и обзоров. Видоискатель компактных цифровых аппаратов может быть двух типов: оптический и электронный. У электронного видоискателя есть существенный плюс с нашей, ярко-солнечной, точки зрения: в зависимости от освещенности можно «прицеливаться» глядя в него или на жидкокристаллический экран, а служебная информация о режиме съемки и проч. в любом случае будет на виду. А в некоторых более или менее продвинутых моделях вы сможете навести аппарат на резкость вручную, при этом увеличенная центральная часть изображения в видоискателе просматривается довольно отчетливо. Об этих преимуществах вам подробно расскажет продавец в магазине, поскольку компактные цифровые фотокамеры с электронным видоискателем при прочих равных условиях дороже аналогичных с оптическим. Но продавец наверняка умолчит о том, что и экран и электронный видоискатель многих моделей почти слепнут при съемке в условиях очень малой освещенности: в темноте придется снимать практически «на ощупь», хотя мимо фотоаппарата все будет видно очень хорошо. А ведь многочисленные курортные городки вечером такие красивые, их наверняка захочется запечатлеть… Есть и еще одно ограничение использования электронного видоискателя: в некоторых моделях «цифровиков» он может слепнуть на несколько секунд и после серийной съемки (или использования вспышки), не позволяя в момент паузы между снимками продолжать следить за перемещением движущегося лыжника. Вдобавок, для электронных видоискателей характерна небольшая задержка в отображении движущихся объектов, к которой необходимо будет приспособиться, если вы планируете съемки лыжников в движении. Обо всем этом тоже лучше узнать до покупки аппарата, опробовав его в различных условиях. Насколько перечисленные недостатки и преимущества критичны лично для вас – решать вам, больше никто ничего не подскажет. Камеры с оптическими видоискателями лишены всех перечисленных плюсов и минусов.«Цифровик» – идеальное устройство для съемки лыжника в динамике: прыжков, трюков, прохождения ворот. Речь идет не о получении видеоролика (в режиме 15 – 30 кадров в секунду), который можно потом «прокручивать» на экране компьютера или телевизора. Практически у каждой, даже относительно недорогой «цифромыльницы», есть возможность серийной съемки с фотографическим разрешением, то есть каждый из снятых кадров впоследствии можно будет напечатать. У аппаратов разная скорость съемки и различное количество запоминаемых кадров (как правило – не более 5, это ограничение накладывает объем буфера «быстрой» памяти, куда забрасываются во время съемки снятые кадры). Объединяет все модели одно: пленка не расходуется, вдобавок можно практически немедленно просмотреть на результат съемки и стереть все кадры кроме одного – того, который наименее плох. Каждый может выбрать для себя и по себе. Один мой знакомый, правда, возит с собой и видеокамеру и цифровой фотоаппарат, поскольку считает, что серийная съемка фото – баловство, хорошо смонтированный фильм смотреть гораздо интереснее. Но мы не будем здесь обсуждать достоинства и недостатки видео и фото съемки, у обоих вариантов есть свои плюсы и минусы. И при любом варианте получить удачные кадры можно в том случае, если объект съемки умеет кататься на лыжах…Bosch HBA 63A223F В духовом шкафу Bosch HBA 63A223F применена специализированная подсистема, что позволяет использовать духовку в 6 режимах.