Дифференцированное обучение биологии в профильных классах.
В средней общеобразовательной школе № 142 предпрофильное обучение начинается с 7 класса и, хотя учащиеся в эти классы проходят тестированный отбор, уровень их знаний отличается друг от друга и поэтому возникает необходимость дифференцированного подхода. В дифференцированном подходе к подаче учебного материала можно выделить несколько форм организации познавательной деятельности: фронтальный, групповой индивидуальный. В своей работе я использую в основном две формы: групповую и индивидуальную, так как считаю, что фронтальная организация учебной деятельности имеет существенные недостатки. Она ориентирована на учащегося со средними учебными данными и поэтому не позволяет реализовывать дифференцированный подход, усложнить работу для учащихся с высокими учебными возможностями и облегчить работу учащимся с низкими учебными возможностями.
Групповая форма работы четче проявляет познавательные особенности и уровень подготовленности учащихся, легче активирует их работу, осуществляет контроль и оценку деятельности каждого.. По окончанию первой четверти, когда изучены учебные возможности каждого ребенка мною создаются 3 варианта групп:
1 вариант создается на основе взаимных симпатий, психологической совместимости учащихся. Эти группы обычно сохраняются в течение длительного времени (1 учебного года, а то и нескольких лет), работа в них протекает, согласовано, бесконфликтно, на основе взаимопомощи. Первый вариант групп используется мною тогда, когда необходимо при выполнении задания проявления творчества, выдумки, фантазии. Это такие уроки как: «Я ученик - ты учитель», КВН, урок- небылица, театрализованный урок и т. д.
Второй и третий вариант групп создаются мною на основе учебных навыков и умений. Группы состоят из 4-5 человек. В течение учебного года они варьируются, в зависимости от того на какой уровень учебных возможностей поднялся данный ученик за определенный промежуток времени. Второй вариант групп – это гетерогенные группы, в состав которых входят учащиеся с высоким уровнем знаний, средним и слабым. В таких группах учащиеся тесно связаны между собой выполнением одной поставленной задачи, здесь сильные оказывают помощь более слабым. Учащиеся с более низкими учебными возможностями тянутся за лидером группы. При выполнении учебной задачи всем группам одновременно выдается примерно равные по сложности задания, учащийся с высоким уровнем знаний является звеньевым, он корректирует выполнение полученной учебной задачи. Второй вариант групп используется мною в тех темах уроков, когда требуется решение небольших проблем с использованием нескольких человек. Так на лабораторной работе по теме «Витамины» в 8классе одна из гетерогенных групп получает следующее задание:1) определить к какой группе (водорастворимой или жирорастворимой) относится полученный витамин; 2) провести качественную реакцию на данный витамин;
3) определить в каких продуктах данный витамин содержится в большом количестве.
Третий вариант групп создан также с учетом уровня знаний и развития учащихся, но здесь группы подбираются гомагаметные, т.е. одинаковые по своему уровню. Выполнение такими группами заданий резко дифференцированно. Группы с высокими учебными возможностями получают и соответственно задания, требующие высокого уровня выполнения. Во время работы таких групп уделяю больше внимания группам с более низким уровнем при необходимости направляю их деятельность. Третий вариант работ групп используется на уроках где можно разделить учебный материал на разный уровень по степени изучаемости, а также хорошо он применим на обобщающих уроках.
Создание групп, на мой взгляд, позволяет разнообразить задания ив конечном счете повысить уровень знаний и умений учащихся. Недостатком групповой работы является то, что не всегда удается с достаточной полнотой учесть индивидуальные особенности учащихся, дать максимальный простор их творчеству. Преодолеть эти недостатки позволяет индивидуальная форма организации учебной деятельности. Здесь мною используются разноуровневые карточки- задания, индивидуальное выполнение самостоятельных работ, лабораторных работ, самостоятельная работа с учебником, с дополнительной литературой. Такая работа требует от учителя большой подготовки к данному уроку и на уроке, что занимает определенный промежуток времени урока, поэтому многие индивидуальные задания я даю на выполнение внеурочное время, это разнообразное выполнение опытов, подготовка сообщений, работа с научно- популярной литературой, подготовка и участие в НОУ, а также выполнение творческих работ.
Я глубоко убеждена, а практика подтверждает это, что в будущим дифференцированное обучение будет основным методом в подготовке учащихся к получению знаний, иначе невозможно добиться высокого уровня знаний у всех учащихся.
Привет!
Похоже, вы зашли сюда первый раз, и еще не знаете что
такое МоёМесто.ru?
Это сервис интернет закладок. Для чего он может вам пригодится?
Здесь вы можете хранить все свои закладки
Просто
зарегистрируйтесь, установите панель
МоёМесто::Панель в свой браузер,
и вы сможете сохранить любую страницу в Интернете в один клик.
А если у вас уже есть коллекция любимых ссылок в браузере — вы можете
импортировать их в
МоеМесто.
Здесь вы можете хранить любые файлы
Картинки, фотографии, документы, музыку и даже видео — все что угодно.
500 Мегабайт дискового пространства
предоставляется бесплатно.
Время хранения файлов
не ограниченно.
Зарегистрируйтесь
прямо сейчас, и уже через несколько секунд
вы сможете хранить свои закладки в Интернете!