Для начала постараемся ответить на, казалось бы, совсем простой вопрос: что такое «чистая» видеокамера, а что — фотоаппарат с функцией видео.Для наглядности будем рассматривать только те камеры, «фотокамерность» которых доказывать не нужно: 1/2.5? CCD матрица, Zoom объектив, разрешение 7 мегапикселей или более — это по всем параметрам вполне достойные представители фотокамер начального уровня (да простят меня «зеркальщики»). В принципе, аналогичную линейку можно построить и для камер с 1/1.8? CCD матрицей, но она будет не так показательна.Например, чем является камера Casio EXILIM Hi-Zoom EX-V7? Вроде бы и видеосъемка возможна на вполне достойных режимах — обычном 640?480 и широкоэкранном 848?480 при 30fps с кодированием в MPEG4 AVC (h.264) высокого качества, имеется работающий в процессе видеосъемки семикратный оптический Zoom, а также оптический и цифровой стабилизаторы изображения. Может быть, это видеокамера? Или это все-таки фотоаппарат — ну какая же это видеокамера, видеокамеру так в руках не держат!Тогда, возможно, вот это — видеокамера (Sanyo Xacti VPC-CG65)? Фотографические функции здесь примерно такие же, но максимальный режим при видеосъемке только 640?480 при 30fps, тоже с кодированием в MPEG4 AVC (h.264) — т.е. качество видео здесь такое же, но рабочие режимы все же немного послабее, чем у предыдущей камеры, к тому же нет оптического стабилизатора, да и пятикратный Zoom чуть «покороче». Зато в руках эту камеру надо держать по «видеокамерному», да и фирма-изготовитель позиционирует ее именно как видеокамеру. Так значит, это — видеокамера? Нет, все-таки это тоже фотоаппарат — для современной видеокамеры стандартного разрешения уже маловато.Или, может быть, тогда вот это видеокамера — Sanyo Xacti VPC-HD700? Фотовозможности здесь примерно такие же, как и у предыдущей, зато видеосъемка тут возможна вплоть до 1280?720 при 30fps — режим, вполне достойный не только для фотокамеры Никон, но и «отдельной» AVCHD видеокамеры. Нет, все равно это фотоаппарат — ну какая же это видеокамера всего лишь с пятикратным Zoom-ом!Значит, вот это видеокамера — Kodak EasyShare Z812? Фотовозможности здесь не хуже, видеосъемка может вестись на таком же режиме 1280?720 при 30fps, зато Zoom тут десятикратный, к тому же есть оптический стабилизатор изображения! Нет, это тоже не видеокамера — мы ведь уже решили, что видеокамеру так в руках не держат!Ну, тогда, значит, вот это видеокамера — Sanyo Xacti VPC-HD1000? И видеорежимы более чем достойные — 1280?720 при 30 и 60(!) fps и 1920?1080 60 полей в секунду, и Zoom десятикратный, и в руках камера по «видеокамерному» лежит! Вроде бы уж и придраться не к чему!Так все-таки, «где начало того конца, которым оканчивается начало»?Словом, ответить на сакраментальный вопрос «Сколько надо взять орехов, чтобы получилась целая куча?», который задал Слоненок Мартышке в мультфильме «Тридцать восемь попугаев», оказалось проще, чем на этот…Выходит, видеокамера от фотоаппарата с развитыми видеофункциями отличается только тем, что она «выглядит, как видеокамера», и диапазон работы Zoom-а у нее более широкий? Как ни парадоксально, но во многом дело именно так и обстоит! Но признаки эти не столь и формальные, как это может показаться на первый взгляд.Разберемся с этим подробнее.Для начала попробуем сделать фотографию с помощью видеокамеры, а потом снимем видеоролик фотоаппаратом. При этом будем оценивать не качество снятого материала (к этому мы вернемся чуть позже), а только то, было ли вам удобно снимать. Большинство ответят: «Нет, видеокамерой неудобно фотографировать, а фотоаппаратом неудобно снимать видео». И дело не только в непривычности — многие пользователи виртуозно владеют обоими этими устройствами по их «прямому назначению», но и они, скорее всего, остались недовольны!Дело в том, что требования к «хвату», которым мы держим камеру, в каждом из этих случаев совершенно разные.Фотоаппарат должен быть таким, чтобы его было удобно держать в руках, производя манипуляции с камерой по композиции кадра и кадрированию в основном с помощью запястий*, и в то же время иметь возможность в момент съемки жестко зафиксировать камеру обеими руками, сжав ее пальцами. Правда, при этом во время манипуляций с Zoom-ом и другими органами управления камера может слегка шевелиться, но в данном случае это практически неважно — главное, чтобы непосредственно в момент съемки камера стояла, как вкопанная.* Примечание: конечно, существуют различные кистевые ремни, фиксирующие рукоятки и «приклады» для фотоаппаратов, но все-таки они предназначены для специальных условий (например, для работы с длиннофокусными объективами), и при обычных условиях фотосъемки, как правило, не используются.Видеокамеру же мы держим всей ладонью, при этом кончики пальцев свободны от ее удерживания, мы можем даже расслабить ладонь — камера никуда не денется. Вторая рука лишь поддерживает камеру, а манипуляции по композиции кадра производятся не столько довольно скованным запястьем, сколько всем предплечьем. Движения при этом получаются более ограниченные относительно «фотоаппаратного» хвата, но здесь это не воспринимается, как недостаток — в процессе видеосъемки слишком быстрое панорамирование было бы скорее вредно, зато при работе с Zoom-ом и других манипуляциях с органами управления в процессе съемки видеокамера удерживается более стабильно.Существует еще своеобразный «пистолетный» хват, но он является несколько компромиссным как для фотоаппарата (все-таки он слишком «жестковат» для него), так и для видеокамеры (все манипуляции по управлению видеосъемкой здесь приходится производить только большим пальцем — единственным свободным от ее удерживания). К тому же камеру с «пистолетным» хватом удобнее держать не на уровне глаз, а несколько ниже, поэтому обычно такие камеры не имеют оптического видоискателя*, а оснащаются только LCD дисплеем.* Примечание: многие старые пленочные видеокамеры с оптическим видоискателем тоже имели «пистолетный» хват, но там благодаря большим размерам камеры рука оказывалась на уровне груди.Теперь поговорим об объективе фотоаппарата и видеокамеры.Объектив, а особенно Zoom-объектив, является сложным оптическим устройством. Чем больше кратность Zoom-а у объектива, и чем большую светосилу он имеет, тем меньше при прочих равных у него будет резкость. Конечно, с технической точки зрения можно сделать довольно резким и светосильный объектив с большим диапазоном Zoom-а, но он получится очень тяжелым и чрезвычайно дорогим. Поэтому требуется найти компромисс. Ну а при любом компромиссе в первую очередь приносят в жертву «неосновную» функцию…Рассмотрим с этой точки зрения требования, предъявляемые к фото- и видео-объективам.Матрица фотоаппарата имеет высокое разрешение, но если его объектив будет нерезким, то толку от матрицы не будет — снимок получится «мыльным», нерезким. Поэтому светосила и диапазон Zoom цифровых фотокамер имеет довольноумеренные значения. Если говорить о камерах с несменными объективами (а сейчас нас интересуют именно они, как имеющие возможность записывать видео), то в них светосила редко превышает 2.0-2.8, а диапазон Zoom-а, как правило, бывает от трех до пяти, и лишь у отдельных моделей достигает 10-12 — по «фотоаппаратным» меркам это уже ультразум. К тому же, если при фотографировании нам не хватит максимального фокусного расстояния объектива, а подойти ближе мы не имеем возможности, то в крайнем случае мы сможем сделать снимок более общим планом, чем нам бы хотелось получить, а потом вырезать нужную область в фоторедакторе. Конечно, это нежелательно, но в данном случае все же не смертельно. Отметим также, что при фотосъемке в условиях недостаточного освещения мы имеем возможность использовать фотовспышку.Разрешение же при видеосъемке значительно меньше, чем при фото, поэтому от видеообъектива столь высокая резкость не требуется. Это позволяет (за счет некоторого снижения резкости) сделать видеообъектив намного более светосильным, и с большим диапазоном Zoom-а, чем фотоообъектив. Кроме того, «чистая» видеокамера обычно имеет меньший размер чувствительного сенсора. Например CCD матрица 1/2.5?, установленная в рассматриваемых в начале статьи камерах — просто «огромная» по видеокамерным меркам. Меньшие размеры сенсора также упрощают создание светосильного Zoom-объектива при умеренной цене. К тому же наличие такого объектива здесь более критично, ведь при видеосъемке мы практически лишены возможности кадрирования после съемки как при фотографировании, да и возможности воспользоваться вспышкой во время видеосъемки мы не имеем.Поэтому десятикратный Zoom обычного видеообъектива выглядит практически рекордным по фотоаппаратным меркам, а типовой трех-пятикратный Zoom фотообъектива по меркам видеокамер смотрится просто несерьезно. То же можно сказать и о светосиле— если для видеообъективов характерны значения 1.5-1.8 и даже более яркие, то, как мы уже отметили, в фотообъективе (особенно ультразуме) значение светосилы редко превышает 2.0-2.8.Таким образом, в фотоаппаратах объектив имеет «избыточную» резкость для видеосъемки, но он слишком темный для этого, да и диапазон его Zoom-а маловат.Правда, есть еще и цифровой Zoom «Какой еще цифровой Zoom! Это же mauvais ton!!!» — наверняка скажут и видео- и фотолюбитель. И будут правы! Вернее, в данном случае ПОЧТИ правы… И вот почему «почти»: Дело в том, что разрешение CCD матрицы фотоаппарата во много раз больше, чем требуется для видеосъемки, и даже если для считывания кадра при цифровом Zoom-е используется лишь часть площади матрицы, этого может оказаться достаточно, чтобы обеспечить необходимое разрешение для видеосъемки. Конечно, из-за уменьшающейся полезной площади матрицы становятся заметнее шумы, но четкость остается достаточно высокой. Так что такой цифровой Zoom лучше, чем ничего, и иногда он может позволить хоть как-то скомпенсировать малый диапазон оптического Zoom-а фотоаппарата при видеосъемке. К сожалению, такая возможность большой матрицы реализуется изготовителями фототехники далеко не всегда, часто используется более простой алгоритм работы с катастрофическим падением разрешения. К тому же в обзорах и тестах цифровой Zoom исследуется очень редко, поэтому сказать, в каких моделях фотокамер цифровой Zoom вполне можно использовать при видеосъемке, а в каких он является бесполезной «фишкой», довольно затруднительно.