Особенности подготовке к ЕГЭ
Водопьянова Т.М,
учитель биологии
МОУ «СОШ №142»
Особенности подготовки к ЕГЭ обучающихся
в профильных классах по биологии
Выполнение тестовых заданий в формате ЕГЭ требует глубоких и разносторонних знаний.
Программа профильных химико - биологических классов предусматривают 3-х часовое обучение биологии в неделю, но и она не всегда даёт возможность хорошо подготовить выпускников к сдаче экзамена. Так как на занятиях предусматривается отработка определенных тем заложенных в программу обучения по общей биологии в 10-11 классах. Особенно сильно выходят за рамки школьной программы и отличаются глубиной требуемых от абитуриента знаний вопросы по биологии растений и животных, анатомии и физиологии человека. А поскольку эти предметы изучаются в младших классах основной школы и совсем или почти совсем не выделяется время на их повторение в 10-11 классах, они вызывают наибольшую трудность у выпускников при подготовке к ЕГЭ. Исходя из этого во внеурочное время нашей школе ведутся курсы для подготовке к сдаче экзамена по биологии. В начале занятий на данных курсах с обучающимися проводится тестовая проверка знаний, навыков и умений по темам согласно установленной спецификации ЕГЭ по биологии. Анализ проверки тестов позволяет выработать индивидуальную программу подготовке каждого обучающегося, а также выявить общие пробелы в знаниях.
В качестве источника информации на своих занятиях мы используем: 1) учебники для средней школы ( поскольку основные элементы содержания ЕГЭ соответствуют главным темам, изучаемым в школе), но с углубленным изучение биологии:
1. Общая биология: 10-11кл. шк. с углубл. изуч. Биологии/А.О. Рувинский, Л.В Высоцкая, СМ. Глаголев и др.; Под. Ред. А.О Рувинского.- М.: Просвещение, 1997 и др
2.Козлов В.Р, Дольник М.А.. Зоология, 7 и 8кл. ( для углубленного изучения), СПб,: Специальная литература, 1997.
3. Сапин М.Р., Брыксина З.Г. Анатомия и физиолгия: 9 кл. шк. с углубленным изучением биологии. – М.: Просвещение, 1998, 1999.
2) пособия для поступающих в вузы (так как они дают более глубокие и системные общебиологические знания):
1. Заяц Р.Г., Рачковская И.В., Стамбровская В.М. Пособие по биологии для абитуриентов._ МН.: Выш. Шк., 1999._ 510с.
2. Биология для поступающих в вузы/ Н.А. Лемеза, Л.В. Камлюк, Н.Д. Лисов; под общ. Ред. Н.А. Лемезы - Мн.: ООО «Юнипресс», 2002.
3. Биология. Пособие для поступающих в вузы./ А.Г. Мустафин, Ф.К. Лакгуева и др., под ред. В.Н. Ярыгина.-М.: Высшая школа, 1997 -2000.
4.Богданова Т. Л. , Солодова Е.А. Биология: Справочное пособие для старшеклассников и поступающих в вузы. – М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2002.
3) сборники тестовых заданий или вариантов тестов
Использование на курсах нескольких источников информации обеспечивает лучшее понимание, а проверка эффективности работы проводится с использованием тестовых заданий в формате ЕГЭ.
Большинство людей не обладают фотографической памятью, поэтому на занятиях мы широко используем составление опорного конспекта. Каждый обучающийся подбирает свою форму работы с опорным конспектом. Это может быть развернутый план с пояснением терминов, таблица, схема, рисунок и или их комбинация. Главное что каждый должен делать их самостоятельно, обязательно работа должна вестись одновременно с несколькими источниками и опорный конспект, что не маловажно должен быть лаконичным и краткими и нести только самую нужную информацию и не превышать по объему одну страницу. Для активизации памяти рекомендую обучающимся использовать подчеркивание, выделение ключевых слов разными цветами.
Такие краткие и информационно ёмкие опорные конспекты хорошо помогают при повторении всего материала перед экзаменом. Приготовленные таким образом опорные конспекты я предлагаю обучающимся развешивать дома в виде баннеров, где нарисована и размечена цветом вся систематика. Такая активная работа мобилизует все виды памяти: зрительную, моторную, ассоциативную, и делает запоминание более глубоким и прочным.
На курсовых занятиях часто применяем как один из способов подготовки к экзамену составление сравнительных таблиц, что позволяет вырабатывать умения проводить сравнение отрядов, классов отделов, данные умения необходимы обучающимся при выполнении заданий уровня В.
Для активного запоминания материала мною предлагаются таблицы и схемы, где часть материала заполнена, а не недостающую часть надо заполнить обучающимся.
Кроме составления опорного конспекта и сравнительных таблиц систематически уделяю внимание работе с биологическими терминами. Хорошо запоминаются термины с помощью биологических карточек. Карточки обучающиеся нарезают из плотной бумаги, на одной стороне пишется термин, на другой его расшифровка. При этом набор и количество таких карточек у каждого обучающегося разное в зависимости от их уровня подготовке. На курсах проводится групповые занятия с использованием карточек и самоконтроль. При самоконтроле обучающийся вытаскивает карточку наугад, зачитывает термин, произносит определения, не глядя на ответ, затем сверяет свой ответ с ответом на карточке. Такие терминологические разминки – запоминания проводятся на каждом занятии в течение 10-15 минут.
Часть информации в ЕГЭ предлагается выпускникам выполнить, работая с рисунками. Поэтому выпускникам необходимо узнавать на рисунках объекты, изображение которых иногда желает быть лучше. Выход из данного положения мы находим в том, что ищем подобные рисунки в разных источниках. Подобные изображение объектов могут быть совершенно разными в разных изданиях, кроме того подписи на рисунках могут не совпадать, а это потребует от обучающихся более полного разбора, а значит и запоминания изображенных объектов. Для контроля знаний рисунчатых объектов применяю на занятиях так называемые немые карточки, не содержащие информацию, тем самым также отрабатывается запоминание и проводится коррекция и контроль знаний.
Большое значение при подготовке к ЕГЭ имеют задания со свободным кратким и свободным развернутым ответом (задания части С). Мною собраны и систематизированы по тематикам задачи за несколько лет.
Задания со свободным кратким ответом чаще всего вызывают у выпускников затруднения, для многих оказывается очень сложным умение кратко, четко, по существу вопроса письменно излагать свой ответ в 2-3 предложениях. Поэтому сначала мы пишем полный ответ, а затем мы учимся разбивать ответ на пункты и подпункты. Это помогает четко выделить главное в данном ответе. Часть заданий С предполагает свободный и полный ответ. Он должен быть развернутым, и по сути задания микросочинением. Но выпускник ограничен временем и работу проверят человек поэтому и здесь нужно отработать умение научить излагать в ответе главное, суть вопроса. В любом случае не нужно писать много, важнее четкость, последовательность, умение рассуждать и делать выводы и, конечно правильность.
Если задание представляет собой задачу по генетики или цитологии мы на курсах отрабатываем логарифм решения задач содержащий все этапы решения задач. В любом случае не нужно писать много, важнее четкость, последовательность, умение рассуждать и делать выводы и, конечно правильность.
Привет!
Похоже, вы зашли сюда первый раз, и еще не знаете что
такое МоёМесто.ru?
Это сервис интернет закладок. Для чего он может вам пригодится?
Здесь вы можете хранить все свои закладки
Просто
зарегистрируйтесь, установите панель
МоёМесто::Панель в свой браузер,
и вы сможете сохранить любую страницу в Интернете в один клик.
А если у вас уже есть коллекция любимых ссылок в браузере — вы можете
импортировать их в
МоеМесто.
Здесь вы можете хранить любые файлы
Картинки, фотографии, документы, музыку и даже видео — все что угодно.
500 Мегабайт дискового пространства
предоставляется бесплатно.
Время хранения файлов
не ограниченно.
Зарегистрируйтесь
прямо сейчас, и уже через несколько секунд
вы сможете хранить свои закладки в Интернете!