Жизнеописание. Учителя. Родственники.
ТАЙЦЗИ-ЦЮАНЬ СТИЛЬ ЧЭНЬ
World Chen Xiao Wang Taijiquan Association
http://www.taiji-chen.ru
Чэнь Сяован, несущий бремя наследия тайцзи.
C. P. Ong, доктор философии.(перевод Шубаев П.В.) (оригинал сатьи здесь)
"Скрытая цзин"
Единственное, что запомнилось так это скука. Все дни походили один на другой. Ничего примечательного никогда не происходило в Чэньцзягоу в годы взросления, пришедшихся на начало пятидесятых годов. Однажды, восьмилетний Чэнь Сяован обнаружил, что все пришли в беспокойство. Деревня тут и там гудела по поводу того, что "Маленький Девятый Дядя" показывает невероятное боевое мастерство на своём дородном старшем племяннике. Люди говорили о выдающейся скрытой "цзин" или силе его отца. Переполненный гордостью и волнением, он, тем не менее, не видел тут ничего необычного, так как существовали многочисленные рассказы об удивительных навыках его предков в тайцзи-цюань. Кроме того, в то время его дедушка, Чэнь Факэ, уже был живой легендой в Пекине. Однако происшедшее вдохновило его, и он принял на себя наследие тайцзи, ради которого был рожден. Прославленные мастера прошлого и их знания, о которых он столько слышал, внезапно показались не такими уж отдаленными. Он решился взойти к вершинам, которых достигли старые мастера.
Спустя приблизительно двадцать лет, Чэнь Сяован, уже весьма опытный, все еще был увлечён загадкой скрытой цзин своего отца, которая позволяла подбрасывать человека гораздо более крупного в размере более чем на десять футов. Он не был удовлетворен рассказами очевидцев о том, как действовала цзин. И вот в 1977 он пошел к Чэнь Лицзы, человеку, которого тогда подбросили, чтобы узнать о случившемся из первых рук.
Шутка над "Маленьким Девятым Дядей"
Случай произошел в 1953, когда Чэнь Чжаосю, отцу Чэнь Сяована, было немногим более сорока лет. Хотя Чэнь Лицзы был старше Чэнь Чжаосюя, он принадлежал к более молодому поколению. Таким образом, он обычно обращался к последнему как «Маленький Девятый Дядя». Как оказалось, Чэнь Чжаосюй присутствовал на церемонии, посвящённой визиту группы потомков Чэнь, чьи предки в прошлых поколениях покинули Деревню. Они прибыли, чтобы засвидетельствовать почтение своему родовому дому и восстанавливать историю собственного происхождения. Люди собрались в доме семейства Чэнь Лицзы, поскольку это было одно из немногих сооружений, достаточно больших, чтобы вместить так много гостей.
Так вот, совершенства в навыках тайцзи-цюань – это то, что обсуждают Деревенские жители, точно также как вы завели бы разговор о крупных спортивных состязаниях. В то время мастерство отца Чэнь Сяована в тайцзи было уже хорошо известно. Но только немногие фактически видели его умение, так как он не брал никаких учеников. Чэнь Лицзы, и сам практик тайцзи, был задет этой таинственной репутацией. В тот момент, когда Чэнь Чжаосюй приветствовал одного из гостей, Лицзы, стоявший недалеко позади, не смог воспротивиться своей склонности к разного рода проказам. Он украдкой приблизился, бесцеремонно схватил правую руку Чжаосюя, стиснул запястье и плечо, а затем принялся дразниться: « Маленький Девятый Дядя, если кто - то подкрадётся сзади и схватит тебя, что же»? Не успев договорить, он подлетел на три метра вверх. Поскольку Лицзы падал головой вниз и мог разбиться, Чжаосюй вовремя протянул руку и поймал его за плечи, спася от раны. « Ты, что смерти ищешь»?- упрекнул Чжаосюй.
Приезжие были явно потрясены происшествием. Гости из ближайших окрестностей, также озадаченные, тем не менее, оказались восхищены таким владением боевым искусством. Опытные наблюдатели не видели, чтобы Чэнь Чжаосюй представлял на обозрение хоть какой-то боевой приём. Они были поражены. Племянник был крупнее, и более плотного телосложения. Никто не ожидал, что подобный бросок можно осуществить, находясь в таком крепком захвате. Поэтому рассказ о мастерстве скрытой цзин тут же разошёлся по всей Деревне. Теперь в Чэньцзягоу говорят: «Если бы не шутка, которую Чэнь Лицзы решил сыграть со своим Маленьким Девятым дядей, возможно, мы бы и не увидели, какими умениями обладает Чэнь Чжаосюй».
Анализ Броска
Чэнь Сяован встретился с Чэнь Лицзы и расспросил о его непосредственных впечатлениях относительно того события. Последний вспомнил свою проказу. Он сзади захватывал запястье дяди. В следующий момент всё погрузилось в темноту, а очнулся он, благополучно приземляясь ему на руки. Услышав предостережение, он понял, что совершил нечто такое, чего делать не следовало. Чэнь Лицзы показал на Чэнь Сяоване какой захват он использовал тогда. Сын предположил, что его отец, должно быть, изменил направление захватывающей силы нападавшего, заставив того скользить и сделать выпад вперед. Верхняя рука отца, ухватившая сверху озорника, выделила короткий заряд закручивающейся силы. Затем, очевидно, сила подбросила тело Чэнь Лицзы, перевернула вверх ногами и ударила о потолок.
Чэнь Сяован подтвердил собственный анализ структуры броска, поговорив ещё с двумя людьми, также испытавшими на себе силу цзин его отца. Ли Цзюньшэнь и Ван Чантай, которым тогда было около восемнадцати, пришли расспросить Чэнь Чжаосюя о происшествии, которое беспрерывно обсуждала вся Деревня. Они были наиболее любопытными и хотели почувствовать его "цзин". Чэнь Чжаосюй попросил их изо всех сил сжать его вытянутые руки, каждый с одной стороны. Когда они дали понять, что хватка достаточно крепкая, он испустил короткий заряд фацзин, подбросив обоих в воздух. Левой рукой, он подхватил Ли за ворот рубахи, и посадил его на печку, а другой рукой усадил Вана на стол. Чэнь Чжаосюй применил на учениках короткий фацзин плеч. Тот же самый, что и в случае с Чэнь Лицзы.
Способность реагировать естественным образом, чтобы отразить нападение и в то же самое время контратаковать в непредсказуемых ситуациях реальной жизни - высокий боевой навык. Это происходит от совершенствования " gong " [искусства], а не только от практики развития техник. Изучать техники и даже быть опытным в них, не впитывая – душой и телом принцип искусства, это не есть подлинное мастерство. Чэнь Сяован часто слышал замечание: «Lian quan lian, dao lao chang kong» (Тренируя боевые техники, и не постигая " gong " [искусства], можно даже в старости обладать пустым гунфу (gongfu)).
Тайцзи Чэнь выходит на мировую арену.
В марте 1981, группа японских практиков Тайцзи прибыла в Деревню Чэнь, откуда ведет свое происхождение тайцзи-цюань. Деревня, не менявшаяся на протяжении столетий, едва была готова к посещению, и конечно не готова к интенсивному натиску СМИ, появившимися там вместе с приезжими. Но независимо от того готова или нет, она втягивалась в современный мир. Торговая марка силы фацзин Чэнь Сяована и цинна, а также навыки тайцзи других мастеров, были впервые представлены международной аудитории.
Многие метры киноплёнки запечатлели, как четыре японских практика стискивают руки Чэнь Сяована, по двое с каждой стороны. Казалось бы, что нужно обладать магией Гуддини, чтобы освободиться от этой цепи из людей. Но после короткого взрыва силы, которая возникла подобно легкому толчку, Чэнь Сяован был свободен, а все тренеры попадали кто куда. Эта представление, которое включало и другие боевые искусства, эффективно завершилось дискуссией о том, по-прежнему ли тайцзи-цюань является формой боевых искусств. Известность привлекает разного рода внимание.
Испытание цинна в Сингапуре.
В Сингапуре, господин Тан (или Chen Shilu, полное имя в Системе транслитерации китайских иероглифов), местный мастер, работающий в традиции шаолинь, прочитал о мастерстве Чэнь Сяована и о том, как блокировка цинна была неспособна удержать его. Как эксперт цинна, который побеждал каждого, на ком примерял свой навык, он естественно заинтересовался прочитанным, и очень захотел получить возможность испытать этого мастера тайцзи. Такая возможность представилась 12 апреля 1987, когда Чэнь Сяован, представлявший школу тайцзи, и Ши Юншо, Шаолинь, прибыли в Сингапур по приглашению Национальной Федерации Ушу Сингапура (где г-н Тан был должностным лицом), чтобы провести турнир по ушу. Для поддержания интереса к турниру, местное телевидение взяло интервью у двух китайских мастеров, сопровождаемых г-ном Таном. Мастера произвели впечатляющую демонстрацию: быстрый и яркий Шаолинь, сбалансированный изящным и мягким представлением тайцзи-цюань. В ходе интервью, Сингапурский мастер выразил удивление по поводу освобождения Чэнь Сяована от захватов рук японскими учениками, и далее продолжал высказывать свое изумление, ясно давая понять, что хотел бы увидеть все собственными глазами. Сдерживая улыбку, взявший слово Чэнь Сяован, жестом пригласил его попробовать. Г-н Тан, насколько крепко он мог, взял его руку на захват, отведя ее за спину, подобно сломанному крылу цыпленка. Чэнь Сяован без усилий вывернул своё запястье и освободился. 103-килограммовый Сингапурский мастер был поражен тем, как легко Чэнь Сяован разорвал замок его цинна. Чтобы убедиться, он повторил это четырежды, и всякий раз, освобождение было столь же легким, как и в начале. Разогревшись, Чэнь Сяован попросил выйти вперед присутствовавших там помощников. Четыре человека держали руки Чэнь Сяована по два с каждой стороны. Каждый из них по отдельности взялись за суставы его пальцев, запястья, локти и плечи. Он не сопротивлялся и позволил каждому из них ухватиться насколько возможно крепче. Затем Чэнь Сяован испустил из своих рук короткий заряд фа-цзин, и все ученики были отброшены в стороны, некоторое упали на пол. Учредители были восхищены этим живым представлением боевых навыков на телевидении. Подобная реклама могла бы послужить поводом для организации ещё одного соревнования.
Посягательство способствует росту популярности турне.
Два дня спустя, состоялась церемония официального закрытия. Несколько сот гостей было приглашено на банкет, посвященный чествованию китайских мастеров и их помощников. Среди приглашённых находились чиновники государственных спортивных организаций, местные мастера боевых искусств и любители. Обед проходил гладко, с обычными в таких случаях длинными тостами. Где-то под конец мероприятия на возвышение для почётных гостей поднялись три человека. Они видели по телевизору его боевое мастерство и в открытую поинтересовались, правда ли всё это. Эти люди рассказали, что долгое время занимались дзюдо, и спросили нельзя ли им испытать на себе увиденное. Чэнь Сяован, к тому времени изрядно выпивший и поевший, не был расположен удовлетворить их просьбу, однако не знал, как уклониться от предложения. Было бы плохой отговоркой ссылаться на туго набитый живот. Мастера боевых искусств должны быть всегда наготове. Поэтому он пригласил их кивком головы. Двое из них прошли вперёд и получили разрешение завернуть ему обе руки за спиной. Без особых усилий Чэнь Сяован высвободился. Приведённые в смятение и вряд ли довольные таким внезапным и разочаровывающим концом своих усилий они, тем не менее, поклонились, приветствуя и благодаря таким образом мастера. Но, как только Чэнь Сяован повернулся и направился к своему столу, третий из дзюдоистов, стоявший в стороне, внезапно схватил сзади его правую руку и попытался провести приём дзюдо. Чиновники и гости застыли поражённые с открытыми ртами. Они одновременно что-то жестикулировали, не в силах оторвать взгляда от разыгравшейся сцены. Предостережения, которые они пытались произнести, казалось, застряли у них в горле. В мгновение ока, к великому облегчению организаторов и гостей, нападавший отлетел и упал на расстоянии нескольких метров. Беспокойство, достигшее в тот краткий миг своего пика, тут же сменилось оглушительными аплодисментами, выражавшими одобрение и поддержку, вызванными зрелищем такого подлинного боевого мастерства.
Чэнь Сяован проявил свою естественную реакцию, почувствовав резкий прилив сил, поднявших его. Погружение энергии его даньтяня и "куа" разрушили подъёмную силу нападавшего, в то же время, сместив его центр. Затем Чэнь Сяован испустил фацзин задней частью своего плеча, что нанесло удар атаковавшему, точно сзади, отчего тот скатился на пол. Негативно настроенные средства массовой информации могли бы обречь на провал турне, если бы местный дзюдоист провёл успешный бросок. Таким образом, устроители были вдвойне благодарны Чэнь Сяовану за спасение турне и появление в прессе еще большего числа публикаций. Нападавший, Mr. Lim (Lin Jinping полное имя в Системе транслитерации китайских иероглифов), принёс извинения за невежливое поведение, но однако был благодарен, что ему удалось испытать действенность и силу тайцзи-цюань.
Разговор на кулаках.
Двумя годами ранее в 1985 Чэнь Сяован также был втянут в неожиданную схватку. Это произошло во время его первой поездки за границу, в Японию, совместно с Чэнь Чжэнлэй и Чэнь Гуйчжэнь. Они только что закончили обед и остались втроём, так как организатор тура и переводчик уехали немного ранее. Как только они собрались покидать ресторан, со стороны входа к ним приблизился какой-то человек. Никто из Чэней не говорил по-японски, а вошедший не знал китайского. Ясно было одно, незнакомец жаждал сразиться. Боевая стойка и кулаки, поднятые как бы для начала боксёрского раунда, отчетливо свидетельствовали, что тот хотел помериться силами. Не будучи уверенным, что будет прилично принять подобного рода вызов, и, не имея возможности объясниться на словах, Чэнь Сяован поступил следующим, оптимальным в данном случае, способом; он поднял руки таким же образом, что и противник, намереваясь свести всё к дружескому обмену ударами. Однако в ту же секунду прямо в лицо ему полетел кулак. Правой рукой Чэнь Сяован отвел кулак, сознательно удержавшись от ответа. Нападавший, поняв, что удар оказался неудачным, тут же пошёл в наступление и провёл, казавшийся хорошо отработанным, приём - удар локтем по корпусу. Теперь пришла пора разрабатываемого Сяованом искусства (gong) тийцзи-цюань . Он принял удар, слегка отойдя назад, чтобы изменить его направление и, таким образом, ослабить воздействие. В то же самое время он высвободил заряд наступательной (атакующей) "ле цзин". Поскольку, руки Чэнь Сяован оставались сцепленными с руками нападавшего, "цзин" подхватила противника и отбросила на несколько футов, отчего тот упал лицом вниз. Позднее выяснилось, что этот человек был местным инструктором по боевым искусствам, пожелавшим убедиться в наличии мастерства, о котором читал. На будущий году он приехал в Чжэнчжоу, Китай, чтобы найти Чэнь Сяована и брать у него уроки.
Основа боевых навыков Тайцзи.
Как проявляется в реальной жизни такое умение одновременно защищаться и нападать? Очевидным является то, что это условный рефлекс, приобретённый путём отработки комбинации последовательных техник, таких как блокировка и удар или тренировка толчков (ударов ногами). Мастерство, продемонстрированное Чэнь Сяованом в приведённых выше ситуациях, это более чем условный рефлекс. И более чем интуитивные умения, так как тело и разум тренированы до такой степени, что ответ на нападение является самым естественным состоянием. Вообразите хорошо тренированное тело как баскетбольный мяч. Ударив по такому телу, вы нанесёте ему не больше вреда, чем нанесли бы мячу. В этом смысле навык реагирования является естественным состоянием, не требующем каких-либо действий. Такая жизнеспособность, словно бы находящегося под внутренним давлением тела, представляет собой простое проявление концепции "пэн цзин" у мастера тайцзи.
Давайте посмотрим на другое применение этой концепции. Достаточно высокого уровня мастер тайцзи обладает высокоразвитым "пэн цзин". Удар по телу такого мастера подобен удару по накачанному мячу, мягкому и упругому. Ваша сила рассеется и не даст никакого эффекта. "Пэн цзин" мастера двояко воздействует на линию ее применения: ослабляет мощь толчка в точке соприкосновения и уводит вашу силу в землю. Когда восемь человек находятся один позади другого и толкают мастера, они представляют собой яркое зрелище; однако эффект тот же, что и при работе одного человека. Чэнь Сяован может совершать невероятное- балансируя на одной ноге, он держит в руке чашку с водой и делает глоток, несмотря на то, что весьма крепкий мужчина толкает его, применяя всю свою мощь. Этот сюжет не раз демонстрировался по телевидению. "Пэн цзин" в теле человека, практикующего тайцзи, позволяет осуществить гораздо большее. При контакте, "пэн цзин", находящийся в руках мастера, налипает (проникает) на руки противника, связывая их словно резиновым жгутом. Он оценивает намерения противника. Такое «распознавание» вызывает активную настороженность относительно действий партнёра. В этой ситуации мастер может настроить своё тело на то, чтобы ослабить структуру противника. Как только эта структура окажется под угрозой, мастер тайцзи может задействовать арсенал своих техник и эффективно атаковать противника.
Развитие "пэн цзин" в теле человека, практикующего тайцзи, называется «мягкой тренировкой» внутренних боевых искусств или "neijia quan." Преднамеренно замедленные движения в упражнениях тайцзи – ничто иное как средство привести тело в нужное состояние, и тренировки вовсе не ограничиваются медленным их исполнением. Медленное движение позволяет тренирующемуся заметить напряжённость и, таким образом, избежать её. Это постепенно освобождает тело от "jiang jin" или напряжённой (натянутой) энергии при осуществлении движений. Тело и разум, приведённые в надлежащее состояние такой мягкой тренировкой, могут беспрепятственно пропускать силу через суставы. С течением времени, в ходе подобной практики, человек также придёт к пониманию ци ("qi").
Тренировки тайцзи наделяют занимающегося спокойным телом и разумом – спокойствием, которое может в мгновение ока обернуться решительными действиями: «Движение рождается в покое, а покой в движении». Действия специалиста по боевым искусствам, выработанные со спокойствием – сосредоточены, и являют собой противоположность рассеянным. Спокойствие это ещё и источник чувствительности, которая позволяет реагировать на малейшее внешнее напряжение силы. В китайских фильмах про кунг-фу, где показана птица, которая не может улететь с ладони мастера тайцзи, как раз и запечатлена эта чувствительность.
Поскольку многие умения специалистов по внутренним боевым искусствам невидимы неопытным глазом, и зачастую применяются в неожиданном ракурсе, им легко приписать скрытую таинственную силу. Существует также тенденция преувеличивать эти умения, в том случае, когда они кажутся непостижимыми. Однако покровы тайны спадают, когда вы углубитесь в тренировки и практику этих искусств.
Энергия «наматывания шелковой нити»
Изучение тайцзи Чэнь отличается от прочих стилей тайцзи его особым требованием к тренировке основополагающего "чаньсы цзин" (энергия "наматывания шелка" ). Чаньсы цзин ведает жестами в Тайцзи Чэнь, и именно ей обязаны своим наличием закручивающиеся движения, составляющие почерк стиля. Вы, фактически, осознали эту центральную идею в ходе ваших собственных тренировок. Например, когда вы блокируете удар кулаком, ваша отводящая рука слегка поворачивается в точке соприкосновения с рукой нападающего, чтобы изменить направление её движения. Этот незначительный поворот есть применение "наматывания" или закручивания, которое существенно ослабляет воздействие удара, в отличие от прямой блокировки. Действительно, использование энергии «наматывания шелковой нити» настолько же распространено в боевых искусствах, насколько употребление крепежных изделий в мире механики. Можно с откровенностью заявить, что если бы не существовало энергии «наматывания шелковой нити», не существовало бы и Тайцзи Чэнь. Без «наматывания» тайцзи-цюань, как боевое искусство, утратило бы свою действенность.
Базовые упражнения «искусства наматывания» с виду обманчиво просты. Кто угодно, юноши и старики, способны повторить их и выработать энергию «наматывания шелковой нити». Однако, достижение совершенства гораздо более затруднительно, и требует времени, усилий, а также терпения. Огромное значение к тому же имеет руководство опытного наставника.
Обретение мастерства
Что касается мастерства, то Чэнь Сяован, который обучался у своего дяди Чэнь Чжаопи и дяди Чэнь Чжаокуя, сказал, что только в тридцать с небольшим он признал за собой достижение уровня, хотя бы в общих чертах. Несколько ранее, учитель Чэнь Чжаопи объяснил, что для дальнейшего совершенства в искусстве ему потребуются уроки у дяди Чэнь Чжокуя, чтобы контролировать его "quan" (в данном контексте имеются в виду навыки ударов, хотя транслитерацией этого слова является кулак). Затем, в 1966 году, началась перевернувшая жизнь нации вверх дном Культурная Революция, в ходе которой всё культурное наследие прошлого оказалось опорочено. Маленькая отдалённая деревня не избежала её опустошительного воздействия. В те годы, Чэньцзягоу словно бы лишилась души, так как практика тайцзи сошла на нет. Только в 1973 году, после смерти Чэнь Чжаопи, и после того, как поубавился ничем необоснованный пыл Красной Гвардии, он смог приступить к занятиям с дядей Чэнь Чжаокуем.
Среди представителей своего поколения, в своей местности Чэнь Сяован считался наиболее выдающимся в искусстве тайцзи. У него не было возможности поделиться своими умениями и набраться опыта в других краях. В 1977 его послали на Национальные Соревнования по Ушу в Сиане. Жаждущий сравнить собственное мастерство с возможностями других, он принял участие в нескольких неофициальных, но серьёзных схватках со своими современниками, представителями прочих систем боевых искусств. Несмотря на удовлетворенность своими достижениями, он пребывал в неуверенности - насколько обширны его познания. Он приближался к их крайнему рубежу и чувствовал непреодолимее желание выяснить, что же лежит дальше, в той области, которая оказалась доступна его отцу и деду.
Одинокие поиски и озарение.
К сожалению, он не мог обратиться к отцу, который покинул этот мир почти семнадцать лет назад. Чэнь Сяован задумывался о ставшем легендой мастерстве своих предков и о бремени собственного наследия, а потому решил разыскать ещё живых учеников деда, которые бы направили и вдохновили его. В 1978 ему посчастливилось встретить двух из них в Пекине. Эти люди были рады познакомиться с внуком их мастера. Посмотрев, на что они способны и показав своё умение, Чэнь не нашёл, что бывшие ученики чем-то превосходили его в искусстве тайцзи. И его разочаровала перспектива остаться одному в своих поисках.
Следующие три года он посвятил целеустремлённому совершенствованию собственного постижения сути искусства. Он искал не поддающуюся усовершенствованию концепцию, принцип, который смог бы объяснить основы искусства (системы), «согласно которому все десять тысяч техник свелись бы к одной» (wan fa gui yi). Когда ему пришло в голову, как реализовать этот принцип, он обнаружил, что тот оказался ни сколько либо эффективным, ни новым. Удивительно, но он существовал всегда. Чэнь Сяован изучил и проанализировал все техники, которыми владел и навыки, которыми обладал. В результате выяснилось, что вся, без исключения, их действенность проистекает из одного единственного правила. Он проверил эту догадку. Чэнь Сяован отчётливо помнит, снизошедшее на него исключительной важности озарение. Он опрометью убежал с фабрики, где работал, чтобы повидаться со своим двоюродным братом Чэнь Чжэнлэем и поделиться с тем своим открытием.
"Yundong Guilu"
Концепция получила название "Yundong Guilu" (Принцип Движений) и выражалась следующим образом:
• Yi dantien wei hai xin.
• Yi dong quan shen bi dong.
• Jie jie guan chuan.
• Yi qi guan tong.
• Даньтянь – центр всех движений тела. (Dantien is at the heart of the body's motion )
• Как только двинулась одна часть, всё тело приходит в движение.(Once a part moves, the whole body moves )
• Энергии прокладывает свой путь от сустава к суставу.( Joint by joint energy threads through)
• Таким образом, в процессе действия сила передаётся беспрепятственно. (Thus the force transmits unimpeded in one action.)
Люди, практикующие тайцзи, не увидят в этих фразах ничего нового. Вы уже много раз слышали либо сами эти высказывания, либо их варианты. Их глубокий смысл постигается только после того, как вы испытали озарение, как и в случае с обманчиво простыми идеями медитации.
Сентенции "Yundong Guilu" выражают состояние тела, которое следует поддерживать в ходе выполнения движений тренирующимся. Если это состояние оказывается под угрозой - налицо присутствие в теле слабости, которая может быть использована. Тренировка, с точки зрения времени и усилий- гунфу (gongfu), для усовершенствования сущности искусства- это развитие его «гун» ("gong.") Сила этого "гун" именуется «гунли»("gongli.") Если достигнутый уровень "гун" достаточно высок, значит, вы обладаете гунфу (умения, выработанные в ходе упорных тренировок).
Чтобы проиллюстрировать, в чём заключён смысл "гунли," давайте посмотрим, как Чэнь Сяован проводит семинары со своими учениками. Он подбрасывает и сбивает их с ног с такой лёгкостью, словно бы это куклы. Существует огромная разница между "гунли" Чэнь Сяована и тем, чем владеют его ученики. Поясню свою мысль; вспомните, как вы сами обращаетесь с маленьким ребёнком. Вам никогда не составит абсолютно никакого труда защититься от его проказ. Вы можете увернуться от всего, чем бы озорник ни бросил в вас. В этом отношении, ваше "гунли," как таковое, значительно превосходит гунли ребёнка. Гунли Чэнь Сяована гораздо выше чем у его учеников. Когда они испытывают его умения, равновесие даньтянь учителя не нарушается, его "Yundong guilu" остаётся не потревоженным. Таким образом, можно без преувеличения сказать, что он играет с учениками, как с ребятишками.
Нетрудно отыскать ситуации, заключающиеся в разрушении этого Принципа и отступлении от него. У человека, поражённого внезапным испугом, дыхание учащается и застревает в груди. Это, обусловленное страхом состояние, и будет нарушением Принципа. Приведём простой пример. Допустим, кто-то скрутил и вывернул в суставе ваш указательный палец. Что произойдёт, когда вы ощутите боль? Она вызовет опустошение вашего внутреннего пространства, как только тело приподнимется. Вы потеряете свои корни или, скажем иначе, защиту. Всем известно, насколько повышается уязвимость при потере равновесия. Тело оказывается в условиях нарушения "Yundong Guilu."
Не поэтому ли Чэнь Сяован смог легко освободиться от захвата цинна, пусть и осуществлённого мастерами, специализирующимися в этом искусстве? Можно возразить, что он никому не позволял выкручивать себе пальцы. Мастер Чэнь Сяован, Кам Ли (Kam Lee) (мастер kungfu из Джэксонвилля) и автор этих строк рассуждали о "Yundong Guilu" за обедом, и Кам спросил, применим ли также Принцип в случае с цинна. В ответ Мастер Чэнь дал Каму произвести цинна своего указательного пальца. Кам гнул и выворачивал палец в разные стороны изо всех сил, стараясь сделать как можно больнее. Чэнь Сяован не испытывал ни малейшего беспокойства, оттого, что Кам мял его палец, будто кусок резины. Спустя некоторое время он провёл контр приём против цинна, отчего Кам повалился на землю. "Yundong Guilu" Чэнь Сяована осталось полностью невредимым, что и позволило тому среагировать надлежащим образом.
"Goujia Gaoji Jiaolian"
Чэнь Сяован, родившийся 20 октября 1945 в Чэньцзягоу, получил первые уроки "лаоцзя илу" (старая разработка первой формы), основной практики системы Чэнь Тайцзи-цюань, в возрасте семи или восьми лет у своего отца. Нельзя сказать, чтобы обретённые в столь раннем возрасте знания были слишком обширными. Тем не менее, он отчётливо помнит, как с любовью наблюдал в те годы за занятиями своего отца. Мать часто просила мальчика сходить за отцом и пригласить того к обеду. Сяован обычно терпеливо ждал, пока отец закончит тренировку. К сожалению, отец стал жертвой политических беспорядков той эпохи. В 1955 он был заключён в тюрьму и подвергнут пыткам. Здоровье его резко пошатнулось. Отец погиб в 1960 в возрасте 48 лет при ужасных обстоятельствах, что стало огромной потерей для тайцзи.
Политические передряги и бедность, охватившие страну в пятидесятых годах, не способствовали распространению тайцзи-цюань. Однако традиции искусства не были окончательно утеряны, поскольку в Деревне всегда оставалось несколько мастеров- практиков. Так продолжалось до 1958, когда в Деревню вернулся Чэнь Чжаопи, дальний родственник, пятый дядя Чэнь Сяована, и дал толчок возрождению тайцзи. Чэнь Чжаопи отсутствовал около тридцати лет, занимаясь преподаванием в Наньцзине и других местах. После смерти Чэнь Чжаопи (30 декабря 1972 года) в Деревню приехал третий сын Чэнь Факэ – Чэнь Чжаокуйi, чтобы и далее повышать уровень подготовки быстро набирающихся опыта молодых мастеров. Большинство ныне известных мастеров Тайцзи Чэнь тренировались под руководством одного или обоих старейшин, представителей 18-го поколения семьи Чэнь. Среди них прославленные сегодня «Четыре бриллианта»- Чэнь Сяован, Чэнь Чжэнлэй, Ван Сиань и Чжу Тяньцай.
В конце семидесятых годов политические реформы Дэн Сяопина привели к значительному повышению уровня жизни в Китае. Для практиков Чэньцзягоу тайцзицюань также создались лучшие условия. Возвращенный к жизни спорт ушу, включающий и тайцзи-цюань, обрёл хорошие организационные формы, как на местном, так и на государственном уровне. Практики ушу стали к тому же официально признаны, как профессионалы, состоящие на государственной службе в должностях тренеров, судей и спортивных администраторов. В 1989 в стремлении модернизировать подготовку специалистов в областях науки и искусства были учреждены три основные категории. Наивысшая называлась "Guojia Gaoji Jiaolian" (Национальный тренер высшего класса). Этот официальный титул соответствует прямому признанию достижений носящего его человека в своей сфере деятельности, а также профессиональному статусу. В первый год утверждения этого звания оно распределялось в ограниченных количествах - двум человекам от каждой провинции. В наиболее густонаселённую провинцию Хэнань, где проживает более 90 миллионов человек, было выделено на присвоение два таких звания в области ушу; одно получил мастер шаолиньского ушу в Лояне, а второе Чэнь Сяован.
США 1988.
Хотя не исключено, что некоторые приверженцы тайцзи Чэнь сошли на берега США несколько ранее, 1988 год можно обозначить как поворотный пункт в появлении здесь этого стиля. Именно тогда Чэнь Сяован, в сопровождении должностных лиц провинции, занимающихся вопросами спорта, приехал в Соединенные Штаты по приглашению организаторов проходившего в том году в Винчестере, мероприятия под названием «Представление о Китае». Программа поездки включала также посещение Тулзы, Сэнт -Луиса и Сан-Франциско.
Давайте обратимся назад к тем временам, когда тайцзи было в основном представлено школой Ян, а стиль Чэнь оставался практически неизвестным. В кульминационный момент программы - Выступление Мастеров, Чэнь Сяован начинает медленные движения, выглядящие цельными и продуманными. Первое, что было предложено вниманию, стал «Алмазный воин» движение стопы ударившей в пол, звуки которого отдавались эхом от стен баскетбольного зала. И хотя движения осуществлялись с привычной медлительностью, позы, несомненно, носили боевой характер. Затем с угрожающим криком, прозвучавшим будто щелчок плетки, он выбросил вперёд кулак, шёлковая форма треснула на его теле. Публика затаила дыхание, словно поражённая этим "фацзин." Сила говорила сама за себя. Все сидели как под гипнозом, впиваясь взглядом в каждый жест. Ускорившееся шаги и ещё несколько "фацзин" перемежались с медленными движениями. Завершая выступление, он разразился серией взрывных движений. Казалось, что искры разлетаются по сторонам. В конце, как и в начале, он повернулся вполоборота к зрителям, резиновая подошва издала резкий, скрипучий звук. Финал демонстрации утонул в оглушительных аплодисментах. Тот дебют отворил шлюзы, из которых хлынула волна энтузиазма, направленного на овладение этим искусством, и не утратившего силу по сей день.
Тайцзи Стиль Чэнь в США
С тех пор прославленные мастера из Китая регулярно посещают США. Благодаря этому, уровень практической подготовки в нашей стране возрос и наверняка, в своё время, приблизится к образцам, которые демонстрируют китайские специалисты. Нынешние магистры принадлежат к 11-му поколению, если считать начиная с Чэнь Вантина, выдающегося патриарха, которому приписывается создание этого искусства. Номинация поколений стала источником путаницы. В Архивах Семьи Чэнь это поколение значится девятнадцатым, а Чэнь Вантин относится к девятому, если вести отсчёт от основателя Деревни, Чэнь Бу и первых поселенцев.
На сегодняшний день из десятого поколения остался только один мастер, являющийся учеником Чэнь Факэ, это Фэн Чжицян который до сих пор проживает в Пекине. Последний раз он приезжал в США в 2001. А вот имена замечательных мастеров одиннадцатого поколения, побывавших в Соединённых Штатах с целью продвижения своего искусства: Чэнь Сяован, Чэнь Чжэнлэй, Ван Сиань, Чжу Тяньцай, Чэнь Цюаньчжун, Чэнь Цинчжоу, Чжан Чжицзюнь, and Ма Хун. Нет сомнений, что ещё многие нанесут свой визит в будущем.
Инструкторов стиля Чэнь пока ещё не так много даже в крупных городах. Вот некоторые из них, кто занимается активным преподаванием (не стоит полагать, что это исчерпывающий список): Ren Guangyi (ученик Chen Xiaowang) в Нью-Йорке, Cheng Jincai (ученик Wang Xi'an) в Хьюстоне, TX, Yang Yang (ученик Feng Zhiqiang) в Шампани, IL, Chen Zhonghua (ученик Hong Junsheng и Feng Zhiqiang) в Эдмонтоне, провинция Альберта, Канада, Kam Lee (ученик Zhu Tiancai) в Джэксонвилле J, Yan Gaofei (ученик Chen Quanzhong) в Майами, FL, Jin Taiyang или Kris Brenner (ученик Chen Qingzhou и Wang Xi'an), Li Shudong (ученик Wang Xi'an) в Сан-Франциско и автор статьи (ученик Chen Zhenglei) в Потомаке, MD.
Заключение
Сейчас Чэнь Сяован путешествует по всему миру, популяризируя свое искусство при посредстве Всемирной Ассоциации тайцзи-цюань Чэнь Сяована. Автор организует ежегодные семинары, проводимые им в конце июля в Вашингтоне DC, а также семинары мастеров Чэнь Чжэнлэй, Чжу Тяньцай и Чжан Чжицзюнь. Подробную информацию о расписании семинаров вы можете получить на сайте www.ChenWangting.com.
Оригинал статьи:
Chen Xiaowang
carrying the burden of taiji legacy
by C. P. Ong, Ph. D.
"Hidden Jin"
The only thing memorable was the humdrum. The days were always he same. If anything, long. Nothing much of note ever happened growing up in Chenjiagou (the Chen Village) in the early 1950s. One day, eight-year-old Chen Xiaowang found himself surrounded by commotion. Wherever he turned, the Village was abuzz with how the "little ninth uncle" dealt a stupendous martial feat on his burly older nephew. They were talking about his father's remarkable hidden "jin" or force. Though filled with pride and excitement, he did not feel it was anything special, as there were abundant tales of his forbears' skills in taijiquan. Moreover, his grandfather, Chen Fa-ke was already a living legend in Beijing at that time. The incident nevertheless left an inspirational mark on him and thrust on him the taiji legacy he was born into. The illustrious masters of yesteryears and their lore that he had heard so much about suddenly seemed less remote. He resolved to scale the heights of the past masters.
Some twenty years later, Chen Xiaowang, by now quite accomplished, was still intrigued by his father's hidden jin that threw someone bigger in size over ten feet up. He was not satisfied with the witnesses' accounts of how the jin worked. So in 1977 he went to see Chen Lizi, the person who had suffered the throw, to find out first-hand about the incident.
The Prank on the "Little Ninth Uncle"
The event occurred in 1953 when Chen Zhaoxu, Chen Xiaowang's father, was in his early 40's. Although Chen Lizi was older than Chen Zhaoxu, he was of a generation younger. He would thus address the latter as "little ninth uncle." As it turned out, Chen Zhaoxu was attending a ceremony for a group of visiting Chen descendents whose forebears had left the Village a few generations ago. They had come to pay respects to their ancestral home and to re-establish their lineage. The gathering took place at