Электронный учебник

А Л Г О Р И Т М Ы


Оглавление

§ 1. Алгоритм и его свойства
§ 2. Исполнители алгоритмов
§ 3. Формы представления алгоритмов
§ 4. Алгоритмические конструкции
  Проверь себя

 

 

§ 2. Исполнители алгоритмов

 

Исполнитель алгоритма — это некоторая абстрактная или реальная (техническая, биологическая или биотехническая) система, способная выполнять действия, предписываемые алгоритмом.

 
Исполнителем алгоритма может быть человек (или группа людей), животное, техническое устройство. Любой исполнитель"ограничен" средой и системой команд.

 

Сpеда (или обстановка) — это "место обитания" исполнителя.

Система команд исполнителя (СКИ) - полный список команд, которые может выполнять конкретный исполнитель.

Например, в простейшей детской компьютерной игре робот передвигается по лабиринту и способен выполнять только команды: вправо, влево, вверх, вниз. Таким образом, он не может перепрыгнуть стену или уйти из лабиринта после отыскания правильного пути.

 
Исполнитель может ничего не знать о цели алгоpитма, тогда он выполняет все полученные команды формально  (не анализируя обстановку и команды,  не задавая вопросов  «почему» и «зачем»). В информатике универсальным исполнителем алгоритмов является компьютер.
 

Выполнять  действия  алгоритма  способны  разные  исполнители, а  разрабатывать  алгоритмы  может  только  человек. 

При разработке алгоритма необходимо знать:

  •  полный набор исходных данных,

  •  СКИ исполнителя,

  •  чёткое описание требуемого результата.

 


Задания для самостоятельного выполнения

1) Приведи примеры алгоритмов, исполнителями которых являются:
 - человек,
 - группа людей,
 - животное,
 - компьютер,
 - бытовая техника.

2) Какой из исполнителей, на твой взгляд, наиболее универсальный?

3) Определи полный набор исходных данных для решения следующих задач:
 - приготовление торта,
 - определение стоимости покупок в магазине,
 - вычисление площади покраски стен.

4) Какие команды могут входить в СКИ дрессированной собаки?

5) Составь алгоритм получения слова "форма" из слова "информатика" для исполнителя:
 - человека (младшего школьника),
 - компьютера (слово "информатика" набрано в текстовом редакторе и курсор находится в начале слова).

6) У исполнителя Калькулятор две команды, которым присвоены номера:
  
    1 - приписать 2
      2 - разделить на 2

Первая из них приписывает к числу на экране справа цифру 2, вторая – делит его на 2.
Запиши порядок команд в алгоритме получения из числа 1 числа 16, содержащем не более 5 команд, указывая только номера команд.
(Например, 22212 – это алгоритм:

   
разделить на 2
   разделить на 2
   разделить на 2
   приписать 2
   разделить на 2
,
который пре
образует число 8 в число 6.)

1.   7) У исполнителя Квадратор две команды, которым присвоены номера:
     1 – возведи в квадрат
     2 – прибавь 1

Первая из них возводит число на экране в квадрат, вторая – увеличивает его на 1. Запишите порядок команд в алгоритме получения из числа 1 числа 10, содержащем не более 4 команд, указывая лишь номера команд.
(Например,
12122 – это алгоритм:

     возведи в квадрат
     прибавь 1
     возведи в квадрат
     прибавь 1
     прибавь 1,

который преобразует число 1 в число 6).

8)
Исполнитель ГрИс перемещается по клетчатому полю. У исполнителя существует система команд:
шаг -  перемещение на одну клетку с прочерчиванием линии,
прыжок - перемещение на одну клетку без прочерчивания линии,  
поворот - поворот исполнителя против часовой стрелки.
Запиши алгоритм для получения следующего результата (исходное положение и направление  ГрИса обозначено на рисунке стрелкой):


© Марина Валентина, 2011
При использовании материалов обязательна ссылка на владельца