Доступный брендинг для малого бизнеса
Платформа бренда
Назовите пять-десять прилагательных к бренду «Домик в деревне». Скорее всего, в первую пятерку войдут такие слова, как: добрый, близкий, экологичный, полезный и т. д. И это не случайно, потому что именно эти, казалось бы, общие фразы, составляют сущность и идентичность «Домика». На протяжении нескольких лет он старался донести свой брендвойс до каждого потребителя различными средствами коммуникации. Платформа бренда определяет уникальность и сущность бренда. Обычно это три или четыре существительных или прилагательных, которые наиболее четко отражают суть вашей компании или торговой марки. Как правило, половина из них относится к рациональной стороне (доступность, эффективность), другие к эмоциональной (открытость, оптимизм).
Итак, как формируется платформа бренда в упрощенном варианте. Сядьте вместе со своими партнерами и напишите максимальное количество прилагательных, которыми вы можете описать свою компанию. Например, семейная, маленькая, амбициозная — всё, что только придет в голову. Затем сравните списки и расположите слова в порядке приоритета. Список из трех-пяти качеств и будет составлять то, что на профессиональном языке называют «платформа бренда». На её основе будет строиться ваша маркетинговая коммуникация: нейминг, фирменный стиль, коммуникационная платформа, рекламные сообщение, дизайн интерьера и т. д.
Допустим, вы хотите открыть закусочную с правильной здоровой едой (вегетарианские сэндвичи, смузи, фреши и т. д.) Вы понимаете, что ваши основные достоинства — это «скорость» и «натуральность». Также можно добавить что-то свое, например, «кулинарность», когда вы не просто создаете натуральную пищу, но и делаете это со вкусом. Так, например, родился бренд «Кулинариум».
Бренд — это личность
У каждого бренда есть свой образ. У сигарет «Мальборо» это были пустыни, населенные одинокими ковбоями, у банка «Лето» — это дачно-курортная атрибутика, у джина Beefeater — дождливый Лондон. Обычно формирование личности бренда свойственно услугам — одного Брюса Уиллиса в банке «Траст», думаю, уже достаточно, чтобы выразить суть компании. Этот прием позволяет уйти от шаблонности и расширить платформу бренда, чтобы придать ему более уникальные черты и выстроить более точный ассоциативный ряд у потребителей.
Представьте себе ваш бизнес в образе конкретного человека: какого он возраста, пола, где работает, сколько получает, чем занимается, что любит, женат ли, есть ли дети, как проводит свободное время. Владелец бизнеса может представить себя или кого-то из своей семьи — это помогает определить, для кого и зачем работает бизнес и кому он нужен.
Нейминг и фирменный стиль
Существует множество подходов к процессу нейминга, но база всегда одна: на основании платформы, личности, планеты бренда и данных по конкурентам вы определяете основные тематические поля, в которых обитает ваш бренд. Далее в каждом поле вы выписываете некоторое количество синонимов и, применяя различные словообразующие приемы, разрабатываете название. Разумеется, фантазийные неймы никто не отменял. Если вам нравится какое-либо случайное название, вы всегда можете проверить, насколько оно попадает в платформу бренда.
Тональность и уровень коммуникации
Далее можно приступить к коммуникациям и ответить на главный вопрос: «Как мы будем общаться с аудиторией?» (что говорить — определили в платформе бренда, где говорить — вопрос бюджета и аудитории). Постой пример: на рынке сотового ретейла есть три крупных игрока: «Связной», «ИОН» и «Евросеть». Все они имеют принципиально разные подходы к коммуникации. В «Связном» консультант — это друг, товарищ и брат, который не консультирует вас, а дает советы и стоит с вами на одной ступени (обратите внимание, в рекламе «Связного» обращения звучат в основном на «ты»). В «ИОНе» консультант — это эксперт, который делится авторитетные мнением и стоит чуть выше посетителя. А «Евросеть» вообще сделали ход конем, введя «собачку» в качестве фирменного элемента. Тем самым они говорят, что клиент для них стоит выше них самих, а они как верные друзья всегда рядом и готовы помочь. Тональность коммуникации — это не только уровень общения с потребителем, но и стилистика речи и дизайна.
Один из этих подходов можно использовать владельцу, скажем, небольшого кафе или автомастерской. Конечно, небольшому локальному бизнесу не нужны все инструменты и глобальный подход, но опыт крупных или глобальных компаний всегда можно адаптировать под свой бизнес.
Привлечение и удержание клиентов
Преимущество локального бизнеса — кафе, химчистки или магазинчика — в том, что на первом этапе клиенты пойдут к ним просто из любопытства: что такое открылось возле их дома? Но вот как сделать так, чтобы они вернулись — это в том числе задача брендинга. У каждого потребителя в голове есть свой, почти бессознательный список брендов (клаттер), куда им нужно попасть и не выходить из него.
Для локального бизнеса это качество, какая-то фишка, которая поможет выделиться, и реклама. По поводу последней: если у вас небольшой бюджет — не стоит экспериментировать и бросаться из стороны в сторону, то используя местную газету, то вирусные ролики на YouTube. Расходы вырастут, а результаты будут разочаровывающими. Лучше пожертвовать креативом и повысить узнаваемость. Хороший пример в этом смысле — «Билайн», который уже несколько лет использует похожих героев, одну и ту же стилистику и одинаковые слоганы.
Три главных ошибки, которые допускают компании при построении бренда
1. Подмена стратегии тактикой. Владельцы бизнеса часто покушаются на тренды. Если модно идти в социальные сети — все идут туда, вне зависимости от того, нужно им это или нет, и знают ли они, что и именно там делать.
2. Непоследовательность. Сначала компания заявляет, что она самая дешевая, через полгода, что самая уникальная. Затем — что самая крутая и так далее.
3. Консерватизм и боязнь нового. Бизнес по-прежнему больше верит листовкам, объявлениям в газетах и телевидению, хотя интернет и социальные сети могут быть более эффективными за счет таргетированного воздействия и аналитики, которые позволяют улучшать рекламную кампанию в данный момент, а не потом.