Практикум. ЕГЭ. Часть С
Практикум по ЕГЭ по биологии
Часть 3 (С)
Для успешной работы по подготовке учащихся к ЕГЭ учителю необходимо собрать и изучить информационный материал по организации и проведению подготовки учащихся к ЕГЭ. Это могут быть методические рекомендации, пособия, тренажёры, электронные диски, Интернет-ресурсы и др. Но особое место среди них должна занимать подборка учебно-тренировочных материалов ФИПИ для подготовки к ЕГЭ под авторством Г.С. Калиновой, А.Н.Мягковой, В.З. Резниковой за 1998/2009 годы. Данные пособия предоставляют учителям и учащимся достоверную информацию о содержании единого государственного экзамена, так как к их составлению были привлечены специалисты Федерального института педагогических измерений. Материалы данных пособий можно использовать как на этапе обучения, так и для организации системы текущего контроля.
При повторении и обобщении учебного материала лучше иметь два учебных школьных пособия разных УМК. Учебники по биологии должны иметь, гриф МО РФ и включены в Федеральные перечни учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2009/2010 учебный год.
К экзамену можно готовиться по пособиям, включенным в следующие перечни, размещенные на сайте ФИПИ (www.fipi.ru):
• Перечень учебных пособий, разработанных с участием ФИПИ;
• Перечень учебных пособий, имеющих гриф «Допущено ФИПИ к использованию в учебном процессе в образовательных учреждениях».
При подготовке к ЕГЭ можно использовать и тренинги, созданные на кафедре методики преподавания биологии МИОО.
Большое количество экзаменационных материалов размещено в Интернет-ресурсах информационной поддержки ЕГЭ: http://www.ege.edu.ru/, Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ) http://www.fipi.ru/, Федеральный центр тестирования (ФЦТ) http://www.rustest.ru/.
Задания части С включает в себя 6 заданий со свободным ответом: 1- с кратким ответом повышенного уровня и 5 - с развернутым ответом высокого уровня сложности.
При подготовке учащихся к выполнению заданий со свободным ответом следует обратить внимание на формирование умения кратко, чётко, по существу вопроса устно и письменно излагать свои знания. С этой целью важно использовать задания с чёткими, немногословными формулировками, включающими понятную для школьников терминологию. Обучению учащихся самостоятельно излагать свои мысли, выполнять задания с развёрнутым ответом способствует работа с текстом учебника и составление плана, комментирование устных ответов товарищей, нахождение ошибок в логике рассказов на ту или иную тему.
Результаты выполнения учениками экзаменационной работы зависят от умения учащихся решать разнообразные задачи, например, ситуативные, связанные с повседневной жизнью, способствующие пониманию экзаменуемыми жизненных ситуаций, контролю умения принимать грамотные решения. Для составления задач используется материал экологического содержания, сведения по эволюции органического мира, о многообразии организмов, о метаболизме в клетке.
Для подготовки школьников к решению задач по цитологии и генетике важно в учебном процессе отрабатывать алгоритмы их решения.
В учебном процессе следует ориентировать школьников на применение теоретических знаний в практической деятельности, на преобразование ранее усвоенного материала, самостоятельное получение научной информации из различных источников.
Считаю, что пустой тратой времени будет работа с полными вариантами ЕГЭ. При подготовке к итоговой аттестации лучше избрать тематическое повторение и систематизацию учебного материала. После повторения каждой темы проверять её усвоение выполнением тестовых заданий частей А, В, С.
Все задания третей части требуют письменного ответа, владения умением самостоятельно излагать свои мысли, решать биологические задачи, объяснять факты, использовать их для формулирования вывода, обобщения. В этой части выделены отдельные линии, предусматривающие работу с текстом и рисунком, решение задач по экологии, цитологии и генетике.
Анализ выполнения учащимися заданий со свободным развернутым ответом показал, что с заданиями линии С1, предусматривающими применение биологических знаний и умений в практической ситуации, справились менее 1/3 учащихся. Наибольшие трудности у учащихся вызвали задания, требующие использования знаний по физиологии человека. Выпускники слабо представляют, какие процессы поддерживают постоянство химического состава плазмы крови человека, от чего зависит прочность суставов, как регулируется содержание глюкозы в крови, с какой целью используется физиологический раствор при введении в кровь лекарственных препаратов. Вероятно, это можно объяснить тем, что физиологические понятия являются наиболее сложными в курсе биологии, требующими соответствующих знаний по физике и химии, поскольку без них невозможно понять сущность процессов, протекающих в живых организмах.
Задания линии С2 контролируют умения работать с текстом, схемой, рисунком по всем содержательным блокам. Задания содержат также тексты с ошибочной информацией. Выпускники должны найти в тексте ошибки и аргументировать их. Эти задания выполняют от 35% до 51% учащихся. Более низкие результаты в этой содержательной линии получены в ответах на задания, требующие умений находить и исправлять ошибки в текстах по эволюции и генетике. Трудными для выполнения оказываются и задания с рисунками: определение у эмбриона позвоночного животного зародышевых листков и формируемых из них тканей и органов; установление изображенного на схеме нуклеотида и описание функции образованного им биополимера; определение структур клеточной мембраны и их функций.
Достаточно высокие результаты получены по содержательной линии С3, в которой предусматривалась проверка умений выпускников обобщать и применять знания о многообразии организмов. Такие задания постоянно используются в школьной практике и хорошо знакомы учащимся. Однако определенные трудности вызывают задания, контролирующие знания об особенностях строения и жизнедеятельности лишайников, их роли в природе; о приспособленности земноводных и пресмыкающихся к среде обитания, причинах их распространения в разных природных зонах; о взаимосвязи строения и функций яйцеклеток у животных; о преимуществах семенного размножения растений перед споровым.
В заданиях линии С4 основное внимание было уделено проверке знаний об эволюции и экологических закономерностях. Анализ результатов подтверждают данные о слабых знаниях учащихся об эволюции органического мира. В то же время среди заданий, контролирующих эволюционные знания, более высокие результаты получены в ответах на вопросы об эволюции человека. Учащиеся правильно указали отличия в строении человека и человекообразных обезьян, прогрессивные биологические признаки человека, которые он приобрел в процессе длительной эволюции.
Большинство заданий линии С5 предусматривало проверку умений учащихся применять знания о матричных реакциях синтеза белка и нуклеиновых кислот при решении задач. Более высокие результаты получены при решении типовых задач. Это свидетельствует о том, что учащиеся готовятся к экзамену и решают задачи, которые включаются в варианты ЕГЭ прошлых лет. В то же время установлено, что показатели решения задач нового типа значительно ниже. Учащиеся затруднились решить задачу, в которой требовалось установить нуклеотидную последовательность участка тРНК, синтезируемого на данном фрагменте ДНК, и аминокислоту, которую будет переносить эта тРНК в процессе биосинтеза белка. В условии задачи было указано, что третий триплет на ДНК соответствует антикодону тРНК. Большинство учащихся, отвечая на вопрос, не учли, что в таблице генетического кода аминокислоты определяются по кодону на иРНК, не по антикодону. Максимальный балл (3) при решении этой задачи набрали только 2% экзаменуемых.
В заданиях линии С6 предлагалось решить генетическую задачу на применение знаний в новой ситуации: на дигибридное скрещивание, наследование признаков, сцепленных с полом, анализ родословной. Средний результат выполнения этих заданий составил 30%. Наиболее высокие результаты получены при решении задач на наследование признаков, сцепленных с полом, и задач с рисунком на типичное дигибридное скрещивание. Однако по-прежнему учащиеся хуже справляются с задачами на анализ родословной, а также с усложненными задачами на дигибридное скрещивание. В целом можно наблюдать повышение уровня сформированности у учащихся умений решать генетические задачи. Считаем, что положительную роль в улучшении показателей, несомненно, сыграл целенаправленный подбор для этой линии генетических задач. Кроме того, решение задач по генетике становится традиционным и в процессе обучения в старшей школе, что отражается на показателях ответов выпускников.
Проверяемые элементы содержания:
С1 – применение биологических знаний в практических ситуациях
С2- умение работать с текстом и рисунком
С3- обобщение и применение знаний о многообразии организмов
С4- обобщение и применение знаний о биологических системах
С5 – решение биологических задач на применение знаний в новой ситуации по цитологии, экологии, эволюции организмов
С6 – решение задач на применение знаний в новой ситуации по генетике
Оценка заданий части С производится следующим путем. Задания повышенного уровня С1 оценивается от нуля до двух балов, задания С2- С6 высокого уровня оцениваются от нуля до трёх баллов
Оценка заданий части3 проводится путем сопоставления работы ученика с эталоном ответа.
Привет!
Похоже, вы зашли сюда первый раз, и еще не знаете что
такое МоёМесто.ru?
Это сервис интернет закладок. Для чего он может вам пригодится?
Здесь вы можете хранить все свои закладки
Просто
зарегистрируйтесь, установите панель
МоёМесто::Панель в свой браузер,
и вы сможете сохранить любую страницу в Интернете в один клик.
А если у вас уже есть коллекция любимых ссылок в браузере — вы можете
импортировать их в
МоеМесто.
Здесь вы можете хранить любые файлы
Картинки, фотографии, документы, музыку и даже видео — все что угодно.
500 Мегабайт дискового пространства
предоставляется бесплатно.
Время хранения файлов
не ограниченно.
Зарегистрируйтесь
прямо сейчас, и уже через несколько секунд
вы сможете хранить свои закладки в Интернете!