佛 教
Основные принципы буддизма:
Неотрицание всего.
Все есть Будда.
Умение медитировать.
Доверяй своему сердцу.
Четыре принципа чань:
1) не опираться на письменные поучения
2) передавать традицию вне наставлений
3) прямо указывать на сердце
4) прозревать природу и становиться Буддой
Четыре Благородные Истины (Арья–сатья):
1-я Истина о Страдании; 2-я Истина о Причине; 3-я Истина о Прекращении; 4-я Истина о Пути
1. Существует страдание (сарвам дукхам; 苦/ku)
Трилакшана (три базовых постулата буддизма):
Дукха – страдание; экзистенциальная неудовлетворенность бытием, изначальное свойство проявленного мира; сознание, омраченное невежеством, желаниями и страстями, пребывая в постоянно изменяющемся потоке дхарм (анитья), находится в состоянии постоянного неудовлетворения своим бытием.
Анитья – непостоянство; постоянное изменение и взаимопревращение дхарм, всех внешних и внутренних элементов потоков сознания.
Анатман – отрицание атмана; отсутствие вечного и неизменного самосущего «Я» (атмана, нихсвабхава); это утверждение логически исходит из принципа анитьи.
2. Существует причина страдания (самудая сатья; 集/ji)
10 великих препятствий (оков)
иллюзия личности;
сомнения;
суеверия;
телесные желания;
ненависть;
привязанность к жизни;
желание наслаждения и успокоения;
гордость;
самодовольство;
невежество.
10 кармообразующих факторов
Деяния ума:
неведенье (моха, авидья);
алчность (лобха);
неприятие (двеша).
Деяния речи:
ложь;
клевета;
грубая речь;
пустословие.
Деяния тела:
убийство;
воровство;
сексуальное насилие.
4 условия, усугубляющих кармообразующие факторы:
намерение совершить деяние;
обдумывание способов совершить задуманное;
действие;
радость, удовлетворение от содеянного.
12 нидан (пратитья-самутпада) – 12 звеньев цепи взаимозависимого совозникновения, колеса Сансары:
Неведение (авидья);
Кармические импульсы (самскара);
Возникновение сознания (виджняна);
Оформление сознания (нама-рупа);
Возникновение 6 сознаний восприятия (шадаятана);
Соприкосновение сознаний с объектами (спарша);
Возникновения чувственных ощущений (ведана);
Возникновение желания (тришна);
Привязанность к объектам (упадана);
Желание существования (бхава);
Рождение (джати);
Старость, смерть (джара-марана).
Группы дхарм (классификация дхарм):
Причинно-обусловленные дхармы (санскрта) – дхармы, которые подчинены в своем функционировании закону причинно-зависимого происхождения.
1) По группам соотнесения - скандхи
2) По источникам сознания - аятаны
3) По классам элементов - дхату
5 скандх:
Рупа (色/se) – цвето-форма; содержание потока сознания, мысленное представление об оболочке.
8 видов форм:
глаза (видимая форма)
уха (слышимые формы)
носа (запахи)
языка (вкус)
осязаемые (структура тела)
ума (мысли)
форма сознания форм (я смотрю, я слышу и т.д.)
алайя виджняна
Ведана (受/shou) – чувственные переживания, ощущения.
3 вида чувств:
приятное
неприятное
нейтральное
Санджня (想/xiang) - восприятие; опознавание (представление) объектов пяти видов чувственного восприятия:
существующее;
несущесствующее;
все двойственные категории (большое – малое и т.п.);
абсолютное ничто.
Самскара (行/xing) – интеллект. Психические процессы (состояние ума), ментальные факторы.
6 групп ментальных факторов (51 ментальный фактор)
5 вездесущих факторов:
намерение, контакт, чувство, распознавание, умственная деятельность;
5 определяющих факторов:
устремление, оценка, внимательность, медитативное сосредоточение, высшее знание;
11 позитивных факторов:
доверие, стыд, смущение,непривязанность, отсутствие ненависти, отсутствие неведения, радостное усилие, сговорчивость, совестливость, невозмутимость, сочувствие;
5 главных омрачающих состояний:
неведение, алчность, неприятие, гордость, сомнение;
20 второстепенных омрачений:
воинственность, чувство обиды, озлобленность, склонность к нанесению вреда, ревность, притворство, обман, бесстыдство, отсутствие смущения, скрытность, скупость, надменность, лень, неверие, бессовестность, забывчивоть, отсутствие самонаблюдения (несознательность), сонливость, волнение, рассеяность;
5 переменных факторов:
сон, сожаление, приблизительное рассмотрение, точный анализ.
Виджняна (识/shi) – сознание; различение, опознавание, осознавание восприятия чувствами и мышлением.
сознание зрения;
сознание слуха;
сознание обоняния;
сознание вкуса;
сознание осязания;
ментальное сознание.
12 айятан – источников восприятия:
Индрии - 6 органов чувств: глаз(眼/yan), ухо(耳/er), нос(鼻/bi), язык(舌/she), тело(身/sheng), ум(意/yi);
Вишайя - 6 объектов органов чувств: форма(色/se), звук(声/sheng), запах(香/xiang), вкус(味/wei), осязание(触/chu), объекты ума(法/fa).
18 дхату – элементов:
6 органов чувств (индрии) + 6 объектов чувств (вишайя) + 6 сознаний чувств (виджняна).
Причинно-необусловленные дхармы (асанскрта) - не связаны с причинно-зависимым происхождением Прекращение посредством знания (пратисанкха ниродха) - разобщение с дхармами подверженными притоку аффективности.
Прекращение не посредством знания (апратисанкха ниродха) - представляет собой абсолютное препятствие для появления еще не достигших дхарм.
Пространство психического опыта (акаша), в котором отсутствует материальное препятствие.
3. Существует способ прекращения страдиний (ниродха сатья; 灭/mie)
Отбрасывай заблуждения и возвращайся к Истине.
Отсечение эмоций - не проявлять обиду и недовольство, не следовать дурным эмоциям
Отсечение кармы - следовать карме, независимо от радостей и страданий
Отсечение желаний - не придавать значения своим желаниям, не ставить их на первое место
Жить в гармонии с Дхармой - изучать Дхарму и следовать Пути
Противоядие дурной карме: культивирование любви, дружелюбия, милосердия, сострадания и сочувствия к другим существам.
10 Благих деяний (противоположность 10 кармообразующим факторам).
4 условия, очищающие карму:
1) Осознание содеянного (раскаяние), желание исправить содеянное;
2) Анализ действия – применение мыслительных техник;
3) Намерение больше не совершать того же;
4) Медитация.
5 методов борьбы с нездоровыми состояниями ума:
1) замена нездоровых мыслей иными, имеющими светлые корни
2) исследование возможных последствий нездоровых мыслей
3) умение забывать дурные мысли
4) успокоение нездоровых мыслей их постепенным утончением
5) решительное подавление нездоровых мыслей.
4. Существует Путь (марга сатья; 道/dao), ведущий к освобождению от страдания
Восьмеричный Благородный Путь
Включает три аспекта буддийской практики:
нравственное поведение (шила);
медитация (самадхи);
мудрость (праджня).
Истинное понимание - Понимание четырех благородных истин.
Истинное намерение - Намерение стать Буддой, освободить все живые существа от страданий.
Истинная речь - Отсутствие лжи, клеветы, грубой речи, пустой болтовни.
Истинное действие -
не отнимать жизнь у живых существ,
воздерживаться от присвоения чужой собственности,
воздерживаться от всех форм сексуального насилия,
воздерживаться от употребления опьяняющих веществ.
Истинный образ жизни - Образ жизни, не связанный с насилием, честный путь зарабатывания на жизнь.
Истинное усилие - Срединное усилие, не истязать себя, но и не потакать своим слабостям.
Истинное размышление - 4 основы внимательности:
внимательность к телу;
внимательность к чувствам;
внимательность к состояниям ума;
внимательность к объектам ума (дхармам).
Истинное сосредоточение (медитация). - Включает понятие о восьми ступенях медитации – дхьянах.
Четыре начальных таковы:
Первая дхьяна
а) общее размышление,
б) концентрация – направленное размышление,
в) восторг,
г) радость,
д) одноточечность мышления (погружение в предмет медитации).
Вторая дхьяна - уходит усилие и концентрация.
Третья дхьяна - уходит восторг.
Четвертая дхьяна - уходит блаженство, остается лишь чистая внимательность.
2 характеристики медитации.
1) Шамадха (концентрация) – возможна лишь при малом количестве объектов.
2) Виппассана (прозрение) – возможно лишь при отсутствии дискурсивного мышления.
прозрение в непостоянство
прозрение в отсутствие «я»
прозрение в причины страдания
5 условий медитации.
Вера
Мудрость
Усилие
Концентрация
Внимательность
5 препятствий медитации.
Чувственное желание;
Недоброжелательство;
Сонливость и вялость;
Возбуждение и беспокойство;
Скептические сомнения.
7 факторов просветления.
Внимательность
Исследование дхарм
Спокойствие
Уравновешенность
Сосредоточенность
Восторг
Усилие
6 парамит
Дана парамита - парамита даяния.
а) даяние имуществом: одежда, еда, помощь бедным, помощь в выполнении дел;
б) даяние дхармой: наставление, ободрение людей, возможность давать дхарму Будды, объяснение сутр;
в) даяние бесстрашием: ободрение, поддержка, помощь в трудностях, собственным примером смелости и веры.
г) даяние дружелюбием: приветливым выражением лица, спокойной дружелюбной речью.
Результат: очищает ум от алчности, жадности, скупости.
Шила парамита - парамита обетов
Поддержание обетов, соблюдение определенных правил.
Результат: удерживает от разочарования, успокаивает сердце, открывает мудрость.
Кшанти парамита - парамита терпения.
Претерпевание всяческих трудностей.
Вирья парамита – радостное усилие.
Быть энергичным, внимательным, прилагать усилия на пути:
а) сердечное по пути Будды;
б) физическое по спасению всех живых существ;
в) умственное по изучению дхармы.
Результат: преодолевает лень и усиливает внимательность.
Дхьяна парамита – медитация, поддерживающее качество для прочих парамит.
Праджня парамита – мудрость, высшая парамита.
Три драгоценности.
1. Будда
Будда Шакьямуни – реально существовавший человек, разорвавший круг рождений и смертей и передавший свое учение последователям.
Путь, ведущий к окончательной Нирване.
В каждой вещи есть Будда, это сущность всего.
2. Дхарма
Учение Будды как тексты, заповеди, философская система.
Все есть Дхарма, все вещи в мире есть обучающие аспекты Дхармы, ведущие нас к пониманию себя и мира.
3. Сангха
Группа людей, практикующих учение Будды.
Все живые существа, как единое сообщество, помогающее в практике Пути. Все живые существа просветляются вместе друг с другом.
8 результатов почитания трех драгоценностей.
Возможность стать учеником Будды.
База для практики (заповеди).
Облегчает кармические препятствия, создает добродетель.
Возможность аккумулировать благость и счастье.
Невпадение в злые интересы (основанные на трех ядах).
Не может быть сбит с пути (или окружен) плохими людьми.
Все благие начинания достигают успеха.
Конечный результат - Нирвана.
Правила соблюдения гармонии в сангхе:
Разделять общее место пребывания.
Разделять повседневные заботы.
Вместе соблюдать заповеди (вместе практиковать).
Употреблять только те слова, которые ведут к гармонии и не употреблять слова, ведущие к расколу.
Делиться внутренним опытом.
Уважать точку зрения других, не заставлять других вставать на свою точку зрения.